МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы права и работа с юридическими текстами
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Сорокина М.О.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы права и работа с юридическими текстами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., проф.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., проф.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Задачи изучения дисциплины.
- Дать представление о лексических и стилистических особенностях речи юристов;
- Повысить общую речевую культуру обучаемых;
- Расширить базу речевой деятельности обучаемых;
- Сформировать навыки и умения рационального речевого поведения в различных ситуациях профессионального общения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.12

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10: способностью использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации
ПК-18: владением нормами этикета, принятыми в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать:
- теоретические и практические аспекты коммуникации в юридической практике;
- типы и виды юридической документации;
- основы российской юридической системы;
- специфику работы с юридическими документами.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь:
- использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;
- отбирать контекстуально наиболее оправданные языковые единицы из числа сосуществующих;
- переводить тексты юридического корпуса с учетом характера языковых единиц и стиля общения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Сформировать навыки и умения рационального речевого поведения в специфических ситуациях общения (юридическая сфера).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Профессиональные коммуникации юриста.
1.1. Профессиональные функции юристов: ведение юридических дел, составление юридических документов, устные выступления в компетентных органах, консультирование. Лекции 7 2 ОПК-10 Л1.2, Л2.2
1.2. Лабораторные 7 2 Л2.1, Л1.2
1.3. Сам. работа 7 6 Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Тема 2. Условия эффективной речевой коммуникации.
2.1. Умение слушать как необходимое условие эффективной еоммуникации. Межличностное пространство участников коммуникации. Лабораторные 7 2
2.2. Сам. работа 7 6
Раздел 3. Тема 3. Вербальные средства коммуникации. Невербальные средства общения.
3.1. Виды делового общения в юридической деятельности: регламентированность, этикетность, строгое соблюдение ролевых амплуа, повышенная ответственность участников за результат общения, строгое отношение к использованию речевых средств. Лекции 7 2 ОПК-10, ПК-18 Л1.2
3.2. Лабораторные 7 2 Л1.2
3.3. Сам. работа 7 6 Л2.4
Раздел 4. Тема 4. Требования, предъявляемые к речи юриста.
4.1. 1. Точность речи. 2. Понятность речи. 3. Чистота речи. 4. Правильность речи. Лабораторные 7 2 Л1.1, Л2.2
4.2. Сам. работа 7 6 Л2.2
Раздел 5. Тема 5. Общение в юридической практике.
5.1. 1. Виды делового общения. 2. Деловая беседа. 3. Консультирование. Лекции 7 2 ОПК-10, ПК-18 Л1.2, Л2.2
5.2. Лабораторные 7 4 Л1.2, Л2.3
5.3. Сам. работа 7 6 Л1.1, Л2.3
Раздел 6. Тема 6. Языковые особенности юридической речи.
6.1. Сам. работа 7 6 Л2.3
6.2. 1. Из истории искусства спора. 2. Спор и его виды. 3. Основные правила ведения спора. Лабораторные 7 4 Л2.2, Л2.3
Раздел 7. Тема 7. Юридическая деятельность и ее виды. Юридические документы.
7.1. Виды юридических документов. Лекции 7 4 ОПК-10 Л1.1
7.2. Лабораторные 7 4 Л1.2, Л2.4
7.3. Сам. работа 7 15 Л1.2, Л2.3, Л2.4
7.4. Подготовка к экзамену. Экзамен 7 27 ОПК-10, ПК-18 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
В ходе освоения дисциплины студенты должны усвоить:
основные категории теории речевой культуры; основные коммуникативные качества хорошей речи; типы языковых норм; основные правила употребления элементов языковой системы (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании и интерпретации речи; основы коммуникативного поведения в типичных профессионально и культурно значимых ситуациях делового общения; законы и принципы создания текста в соответствии с устной / письменной формой, функциональным стилем, жанровой спецификой, языковыми нормами.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств
Признаки сформированности компетенций:
Знает некоторые термины юриспруденции;
Знает структуру Российского судопроизводства;
Умеет читать, переводить и толковать юридические тексты;
Владеет специфической лексикой и оборотами, характерными для юридического стиля.
Знает структуру и назначение некоторых специальных юридических документов;
Умеет правильно переводить специфические слова и выражения, характерные для юридических документов;
Владеет способностью найти необходимую информацию о юридической системе РФ.

Требования при проверке сформированности компетенций:
Выучить некоторые определения из области юриспруденции РФ;
Перевести заданные тексты и ответить на вопросы по ним;
Выучить новые слова и выражения, изученные на занятиях.

Знает виды юридических документов;
Ответить на вопросы теста
Написать реферат по теме, предложенной преподавателем

Показатель аттестации: Способен читать, переводить и толковать юридические тексты
Шкала оценивания:
2 – Неспособен применить полученные теоретические знания к конкретному фактическому материалу, неспособен переводить заданные тексты
3 – Допускает ошибки, способен правильно ответить только на типичные общие вопросы по изученному материалу
4 – Способен обработать, проанализировать и синтезировать предложенную информацию, выбрать метод решения задачи и найти пути ее исполнения. Допускает единичные серьезные ошибки при переводе текста и его анализе.
5 - Свободно и уверенно оперирует предоставленной информацией, отлично владеет навыками перевода и анализа представленного текста, имеет достаточный словарный запас и владеет различными специфическими словами и выражениями в сфере юридической документации.

Приложения
Приложение 1.   ФОС Основы права_2020.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Розанова С.П., Шустикова Т.В. Лексические трудности при изучении русского языка: учебное пособие "Флинта", 2016 // ЭБС «Лань», 2016 ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com/book/84324
Л1.2 Кузнецов И.Н. Деловое общение: учебное пособие Дашков и К// ЭБС "Лань", 2017 https://e.lanbook.com/book/93544
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кикоть В. Я., Румянцев Н. В. Введение в специальность "Юриспруденция": учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л2.2 Стрельчук Е.Н. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 https://e.lanbook.com/book/84332
Л2.3 Константинова Л.А., Деловая риторика: М. : "ФЛИНТА" // ЭБС "Лань", 2013 https://e.lanbook.com/book/13010
Л2.4 Константинова Л.А., Юрманова С.А. Деловой русский язык: учебное пособие ФЛИНТА, 2014 ЭБС "Лань"
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал «Юристъ» http://pravo.news/
Э2 Русский язык в Российском законодательстве http://www.gramota.ru/biblio/magazines/gramota/society/
Э3 Dura lex sed lex! http://speed-surf.ru/russian/
Э4 Язык и стиль судебных документов http://speed-surf.ru/russian/494-yazyk-i-stil-sudebnyh-dokumentov.html
Э5 Русский язык и культура речи (для юристов) http://edu.kpfu.ru/pluginfile.php/46096/course
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для прохождения итоговой аттестации по курсу «Основы права и работа с юридическими текстами» студент должен:
- пройти тестирование;
- написать на положительную оценку (не менее 50б.) контрольную работу;
-написать итоговое сочинение по выбранной теме.
В случае, если студент напишет контрольную работу менее, чем на 50б., он пишет другой вариант контрольной работы.
Преподаватель проверяет итоговое сочинение и проводит собеседование со студентом по теме его сочинения, после этого выставляется итоговая оценка.