МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практика речи
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-4-2020
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 126
самостоятельная работа 234
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 6, 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 18,5 18,5 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 46 46 48 48 32 32 126 126
Сам. работа 98 98 24 24 112 112 234 234
Итого 144 144 72 72 144 144 360 360

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Сорокина М.О.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Практика речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
проф., д.ф.н. Дмитриева Л.М.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой проф., д.ф.н. Дмитриева Л.М.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса «Развитие речи»:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению иностранными студентами норм неродного языка, содействовать развитию речи студентов;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа;
- повышать уровень языкового развития иностранных студентов;
- обогащать словарный запас обучающихся.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-12: способностью к пониманию социальной значимости своей будущей профессии, владением высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
ОПК-9: готовностью преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения
ПК-17: способностью моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- усвоение студентами способов выражения различных коммуникативных намерений говорящего в разговорной речи.
3.2.Уметь:
3.2.1.- активизация способности формулировать мысли на русском языке в процессе общения на различные темы;
- формирование способности адекватно «применять» имеющиеся у студентов знания в области русского синтаксиса в разговорной речи;
- активизация использования разноуровневых языковых средств в конкретных ситуациях речевого общения («соединение» теории с практикой); использование «разговорных» слов и выражений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- расширение словарного запаса (изучение новой лексики, относящейся к отдельным лексико-семантическим группам);
- свободное использование в речи устойчивых словосочетаний и фразеологических оборотов;
- развитие письменной речи студентов: способность распознавать особенности жанра текста и создавать собственный письменный текст, соблюдая стилистические требования жанра.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Давайте познакомимся
1.1. Давайте познакомимся. Расскажите о себе. Где вы учитесь? Расскажите о своей семье. Лабораторные 5 6 ПК-17 Л2.1, Л1.2
1.2. Рассказ о своей семье Сам. работа 5 14 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. В магазине
2.1. Магазин. Что где можно купить? В продовольственном магазине. В хозяйственном магазине. Лабораторные 5 6 ПК-17 Л1.1, Л2.1
2.2. Разговор в магазине: устная речь в данной ситуации Сам. работа 5 18 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Жизнь в общежитии. Занятия в университете.
3.1. Жизнь в общежитии. Занятия в университете. Лабораторные 5 6 ПК-17 Л2.2
3.2. Режим дня. Питание в столовой, в кафе. Лабораторные 5 6 ПК-17 Л2.1
3.3. Различные ситуации бытового общения Сам. работа 5 12
3.4. Структура университета: деканат. Лабораторные 5 4 ПК-17
3.5. Различные ситуации бытового общения Сам. работа 5 14
Раздел 4. Жизнь в городе
4.1. Путешествие. Выбор маршрута. Поездка на поезде. Полет на самолете. Лабораторные 5 6 ПК-17 Л2.2
4.2. Средства передвижения. Городской транспорт. Как добраться? Лабораторные 5 6 ПК-17 Л1.1, Л2.2
4.3. Посещение поликлиники: у врача. Лабораторные 5 6 ПК-17 Л1.1
4.4. Различные ситуации бытового общения Сам. работа 5 20
4.5. Различные ситуации бытового общения Сам. работа 5 20 Л1.1
Раздел 5. Вопрос-ответ в речи
5.1. Вопрос. Обороты, заменяющие обращение. Вопрос-предположение. Просьба к собеседнику выяснить то, что мы предполагаем. вопрос о том, имеет/имел ли место данный факт. Лабораторные 6 10 ОК-12, ОПК-9 Л1.2
5.2. Некоторые способы ответа на общий вопрос. Утвердительный ответ. Отрицательный ответ. Указание на отсутствие информации, необходимой для ответа на вопрос. Лабораторные 6 8 ОПК-9
5.3. Вопрос-ответ. Выяснение мнения о ком-либо / о чем-либо и ответ на такой вопрос. Вопрос об оценке ситуации. Лабораторные 6 8 ОПК-9, ПК-17 Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Сообщение и реакция на сообщение
6.1. Установление контакта с собеседником (обороты, заменяющие обращение). непосредственная реакция на сообщение. Побуждение к продолжению разговора, к более подробному изложению информации. Лабораторные 6 8 ПК-17 Л2.2
6.2. Привлечение особого внимания, возбуждение интереса к сообщаемому факту. Лабораторные 6 8 ПК-17 Л1.1
6.3. Различные ситуации бытового общения Сам. работа 6 24 Л1.2
6.4. Введение «попутного» замечания, «переключение» на другую тему, возвращение к прежней теме беседы Лабораторные 6 6 ПК-17
Раздел 7. Оценка ситуации
7.1. Указание на необычность, удивительность факта. характеристика ситуации как самой обычной, не отличающейся ничем особенным. выражение уверенности, что в данной ситуации иначе и не может/не могло быть. Лабораторные 7 2 ОК-12, ПК-17 Л1.1, Л2.1
7.2. Подчеркнутое указание на очевидность факта. Указание на то, что у говорящего было другое представление о названном факте, что ему трудно поверить в реальность такого факта. Сам. работа 7 2 ПК-17 Л1.2
7.3. Оценка передаваемой информации в плане ее очевидности, достоверности, объективности. Сам. работа 7 2 ПК-17 Л2.1, Л1.2
7.4. Различные ситуации бытового общения Сам. работа 7 12 Л2.2
Раздел 8. Побуждение к действию и ответ на него
8.1. Различные ситуации бытового общения Сам. работа 7 8 ОПК-9, ПК-17 Л2.2
Раздел 9. Присоединение к сказанному дополнительной информации о чем-либо аналогичном.
9.1. Указание на сходство событий, на совпадение, подобие их особенностей. Лабораторные 7 2
9.2. Различные ситуации бытового общения Сам. работа 7 8 ОПК-9, ПК-17 Л1.2
9.3. Различные ситуации бытового общения Сам. работа 7 8 ОПК-9, ПК-17
9.4. Подготовка к зачету Сам. работа 7 8 ОПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2
Раздел 10. Продуцирование монологического высказывания объяснительного типа
10.1. Монологическая речь: интерпретация предложенного высказывания по проблеме профессионального или социально-культурного характера. Лабораторные 7 6 ОПК-9 Л1.2
10.2. Развитие способностей создавать грамотные высказывания (устно - письменно) Сам. работа 7 12 ОК-12 Л2.2
10.3. Развитие способностей создавать грамотные высказывания (устно - письменно) Сам. работа 7 8 Л1.3
10.4. Передача содержания прочитанного/прослушанного текста, выражение своего отношения к затрагиваемым проблемам Лабораторные 7 8 ОПК-9 Л2.1
10.5. Монологическое высказывание на профессиональные и социально-культурные темы Лабораторные 7 6 ОПК-9 Л2.1, Л1.3
10.6. Развитие способностей создавать грамотные высказывания (устно - письменно) Сам. работа 7 12
10.7. Исправление в предложенных контекстах лексических и грамматических ошибок, комментарий к своим исправлениям. Лабораторные 7 4 Л2.1
10.8. Развитие способностей создавать грамотные высказывания (устно - письменно) Сам. работа 7 12 Л2.1, Л1.2, Л1.3
10.9. Участие в диалогах и полилогах разного типа Лабораторные 7 4 ОПК-9 Л1.2, Л1.3
10.10. Подготовка к экзамену Сам. работа 7 20 ОК-12, ОПК-9, ПК-17 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС по дисциплине находится в Приложениях
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложениях
5.3. Фонд оценочных средств
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.ФОС по дисциплине находится в Приложениях
Приложения
Приложение 1.   ФОС Практика речи_2020.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. И. Бондарь, С. А. Лутин Как спросить? Как сказать?: пособие по развитию речи для изучающих рус. яз. как иностранный М.: Русский язык. Курсы, 2006
Л1.2 Баско Н.В. Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику: учебное пособие М.: Русский язык. Курсы, 2013
Л1.3 В. Е. Антонова, М. М. Нахабина, А. А. Толстых Дорога в Россию: учеб. рус. яз.( второй уровень): [в 2 т.]: учебник СПб.: Златоуст. Т. 2., 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Крючкова Л.С. Говорим по-русски без переводчика: интенсивынй курс. Учебное пособие : учебное пособие М.: Флинта, 2017// ЭБС «Лань», 2017 http://e.lanbook.com/book/91619
Л2.2 Аннушкин В.И. Знакомиться легко, расставаться трудно: М.: Флинта, 2017 // ЭБС «Лань», 2017 http://e.lanbook.com/book/91627
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учим русский. Диалоги. http://rus.lang-study.com/category/dialogi-all/
Э2 РКИ для всех https://www.youtube.com/channel/UCGA-o-hGOWYNXTFKWHAaqaA
Э3 Примеры диалогов по русскому языку http://ycilka.net/dialog_rus.php
Э4 Полезные диалоги. Знакомство. https://www.lingq.com/lesson/7-znakomstvo-280735/
Э5 Диалог на русском языке «В магазине» http://ycilka.net/dialog_view.php?id=5
Э6 Учим русский. Диалог «Запись на прием к врачу» http://rus.lang-study.com/grammatika/predlozhno-padezhnye-formy/datelnyj-padezh/dialogi-datelnyj-padezh/dialog-kak-zapisatsya-na-priyom-k-vrachu/
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формы контроля
На занятиях: устный опрос
В течение каждого семестра: контрольные работы, сочинения по теме, изложения, диктант.
В конце каждого семестра: итоговый контроль:
Письменно: тестовые задания по темам, изученным за семестр + творческое задание (письменные ответы на вопросы).
Устно: подготовленный рассказ (темы за семестр).
Самостоятельная работа студентов:
Подготовка к лабораторным занятиям, включающая в себя:
- чтение и перевод текстов со словарем,
- заучивание новых слов и выражений,
- подготовка устных ответов на заданные к тексту вопросы,
- написание сочинения на заданную тему,
- повторение пройденного материала в процессе подготовки к контрольной работе;
- подготовка к экзамену.
Контроль самостоятельной работы
- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лабораторных занятиях;
- промежуточный контроль по окончании изучения определенного раздела курса;
- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена.

Формы контроля самостоятельной работы
- устный опрос;
- результаты написания контрольной работы по теме;
- проверка сочинения по теме.