МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Региональная лингвокультурология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_ЯПП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 84 84 84 84
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.филол.наук, профессор, Дмитриева Л.М.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Региональная лингвокультурология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО направление 032700 «Филология» утвержден Министерством образования и науки РФ 14 января 2010 г., №24

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Региональная лингвокультурология являются:
• формирование и поддержание уважительного отношения к русскому языку как одной из составляющих культуры русского народа, осознание его выразительных возможностей и культурного потенциала;
• задачи курса — рассмотреть возникновение и развитие соотношения языка и культуры, определить объект, предмет и основные понятия лингвокультурологии, описать ее разновидности, главное место из которых в данном курсе занимает региональная модель;
• познакомить студентов с комплексом лингвокультурологических проблем в их связи с мировидением региональной личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии
ПК-1 владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.законы функционирования региональной языковой системы
3.2.Уметь:
3.2.1.структурировать окружающее региональное пространство
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными теоретико-методическими приемами описания лингвокультурологического пространства региона

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория «локальных цивилизаций» и региональная лингвокультурология
1.1. Существование культуры в виде местных разновидностей. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.5
1.2. Регион и ареал: общее и различительное. Регион и культура: история и современность, статика и динамика. Регион и единица административного деления. Проблема границы языковой региональной системы Алтая. Практические 1 4 ОПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.3. Анализ фототекстов Сам. работа 1 20 Л1.3, Л2.4
Раздел 2. Человек в глобальной современной цивилизации
2.1. Логос и Антропос в опыте современной личности. Лекции 1 2 ОПК-4 Л2.2, Л2.4
2.2. Региональные типы языковой личности. Ценностно-смысловая природа региональной личности. Региональная лингвоментальность: истоки, традиция, современность. Практические 1 4 Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л2.3
2.3. Индивидуальное моделирование пространства города, региона Сам. работа 1 20 ПК-1 Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Региональная диалектная личность как объект лингвокультурологической рефлексии
3.1. Дискурс региональной диалектной личности как носитель этнокультурной информации Практические 1 6 Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.2. Реферативный обзор Сам. работа 1 20 ПК-1 Л2.4, Л2.5
Раздел 4. Региональная топонимическая личногсть как объект лингвокультурологической рефлексии
4.1. Дискурс региональной топонимической личности как носитель этнокультурной информации. Ментально-топонимический стереотип и ситуационные стратегии Практические 1 6 Л1.1, Л2.2, Л2.4
4.2. Индивидуальное моделирование пространства города, региона Сам. работа 1 24 ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине находится в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложении и хранится на кафедре

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.А. Воробьева Топонимика Западной Сибири: учебное пособие Томск, 1977
Л1.2 Отв. ред. Дмитриева Л.М. Названия улиц города Барнаула: историко-лингвистическое описание: Барнаул, 2004
Л1.3 Дмитриева Л.М. Региональная лингвоментальность: сохранение духовности// Ars interpretationis. Сборник статей/ Под ред. О.Г. Левашовой: статья Ars interpretationis. Сборник статей/ Под ред. О.Г. Левашовой. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриева Л.М. Региональная лингвокультурология: некоторые аспекты иссл. языка и культуры Алтая// Этнография Алтая и сопредельных территорий: статья Этнография Алтая и сопредельных территорий. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003
Л2.2 Л.М. Дмитриева Онтологическое и ментальное бытие топонимической системы (на материале русской топонимии Алтая) : Барнаул, 2002
Л2.3 Березович Е.Л. Русская топонимия в этнолингвистическом аспекте: Екатеринбург, 2000
Л2.4 Дмитриева Л.М. Языковая региональная система как объект полевых исследований// Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. Выпуск 2.: статья олевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. Выпуск 2. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006
Л2.5 Боженко С.А., Скубневский В.А., Степанская Т.М., Названия улиц города Барнаула: историко-лингвистическое описание : словарь Барнаул. Изд-во Алт. ун-та, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основные формы и типы культуры. Место и функции культуры в обществе www.abc-people.com
Э2 Культура: формы культуры. Русская культура. Современная культура. fb.ru
Э3 Языковая личность. Типы речевой культуры studopedia.ru
Э4 Региональная топонимическая личность :На материале русской топонимии Алтая www.dissercat.com
6.3. Перечень программного обеспечения
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При проведении зачета по дисциплине критерии оценки ответов студента следующие:
«Зачтено» выставляется студенту, показавшему знание основного программного (учебного) материала, в минимальном объеме необходимого для дальнейшей работы по профессии, выполнившему задания, предусмотренные программой, знакомому с основной, рекомендованной литературой.
Как правило, «зачтено» выставляется студенту, допустившему незначительные погрешности в ответе на зачете и при выполнении практических заданий, но обладающему теоретическими знаниями для их устранения.
«Не зачтено» выставляется студенту, показавшему значительные пробелы в знаниях основного программного (учебного) материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, «не зачтено» выставляется студенту, который показал знания, не соответствующие профессиональным требованиям общетеоретических и практических компетенций.