МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Российская государственная система тестирования по русскому языку как иностранному: лингвометодические основы создания и практика функционирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_ЯПП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Позднякова Е.Ю.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Российская государственная система тестирования по русскому языку как иностранному: лингвометодические основы создания и практика функционирования

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика» (уровень бакалавриата) от 07.08.2014 №940

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.заложить у студентов основы знаний и умений в области контроля и лингводидактического тестирования в преподавании русского языка как иностранного на разных этапах обучения.
Задачи курса:
- познакомить студентов с целями и задачами курса, а также с историей и основными этапами тестирования и тестологии;
- сформировать у них представление о контроле как форме проверки достигнутого уровня владения языком;
- заложить основы практического создания типовых тестовых материалов по РКИ, аналогичные системным;
- привить навыки самостоятельной работы с научной, методической и учебной литературой по РКИ и тестологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 владением навыками планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий (лабораторные, практические и семинарские занятия) по филологическим дисциплинам (модулям) в образовательных организациях высшего образования
ПК-6 владением навыками разработки под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения, реализации учебных дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и дополнительных профессиональных программ для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1) правовую основу проведения тестирования по РКИ для иностранных граждан
2) требования к тесту и стандарту;
3) структуру теста;
4) правила составления теста
5) объективность оценки
3.2.Уметь:
3.2.1.1) пользоваться необходимой литературой по лингводидактическому тестированию в соответствии со своими профессиональными задачами;
2) определять тип теста по имеющимся классификациям;
3) применять полученные знания в реальной педагогической практике
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1) основными приемами проведения тестовой и оценочной деятельности;
2) навыками работы с научно-методической литературой;
3) навыками работы с учебной литературой.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Задачи и функции контроля и учета результатов обучения в преподавании РКИ
1.1. Педагогические тесты и их классификация (понятие «педагогический тест»; краткая история развития теории и практики педагогических измерений) Лекции 2 6 Л1.1
1.2. Классификация тестов, тесты по РКИ как разновидность критериально-ориентированных измерительных материалов, их обучающая и контролирующая функции) Практические 2 4 ПК-5, ПК-6 Л1.1
Раздел 2. Место тестирования в преподавании РКИ
2.1. Практические 2 4 ПК-5, ПК-6 Л1.1
Раздел 3. Тесты как средство измерения учебных достижений и реальных возможностей иностранцев, изучающих русский язык
3.1. Цели и задачи разработки тестовых заданий; принципы отбора их содержания; классификация форм тестовых заданий; дистракторы и их выбор; типология ошибок в составлении предтестовых заданий Практические 2 6 ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Виды тестовых заданий
4.1. Практические 2 6 ПК-5 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Составление тестов по лексике и грамматике
5.1. Практические 2 2 ПК-5 Л1.1
Раздел 6. Составление тестов по чтению и аудированию
6.1. Сам. работа 2 80 ПК-5, ПК-6 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика презентаций
1. Система государственных стандартов, типовых тестов, лексических минимумов как совокупность требований к уровню владения РКИ (общий и профессионально-ориентированный уровни владения; требования к уровню владения русским языком на соответствующих этапах обучения иностранцев в вузе; актуальные задачи в оценке качества знаний по русскому языку на разных этапах обучения иностранных граждан в России)
2. Основные направления совершенствования функционирования системы тестирования по РКИ в России и за рубежом (документы, регламентирующие деятельность подразделений системы тестирования по РКИ; Головной и региональные центры тестирования по РКИ; принципы организации работы регионального центра – на примере ЦТ РКИ ЮФУ)
3. Культура тестирования (психологические, этические, национальные и прочие аспекты тестирования; закрытые и открытые тесты; закрытый тест как единый и непредвзятый измеритель качества подготовки учащихся, обучающая функция тестов по РКИ)
4. Методика проведения тестирования по русскому языку как иностранному (особенности подготовки и проведения тестирования по всем субтестам – «чтению», «письму», «аудированию», «говорению», «лексике и грамматике»; тестор и его роль в организации процедуры лингводидактического тестирования для определения различных уровней владения; особенности участия тестора в прохождении субтеста «говорение»)
5. Использование технических средств в тестировании (компьютерные технологии в разработке тестовых заданий, оценке и улучшении их качества; автоматизация процесса тестирования; тестирование и Интернет)

Примерная тематика эссе:
1. Педагогические тесты и их классификация (понятие «педагогический тест»; краткая история развития теории и практики педагогических измерений)
2. Классификация тестов, тесты по РКИ как разновидность критериально-ориентированных измерительных материалов, их обучающая и контролирующая функции)
3. Разработка тестовых заданий (цели и задачи разработки тестовых заданий; принципы отбора их содержания; классификация форм тестовых заданий; дистракторы и их выбор; типология ошибок в составлении предтестовых заданий)
4. Конструирование теста (процедура составления лингводидактических тестов; определение количества заданий в тесте; длина теста и применение теории IRT для её оптимизации; выбор критериального балла; методы подсчета тестовых баллов; коррекция на угадывание; методы шкалирования и выравнивания результатов, формирование репрезентативной выборки
5. Статистические показатели качества теста (надежность педагогического теста и методы её оценки, способы увеличения надежности; содержательная и критериальная валидность теста; экспертиза и анализ качества тестовых заданий; параметры оценивания ошибок коммуникативно-значимого и коммуникативно-незначимого характера.
6. Система уровней общего владения русским языком и владения русским языком для специальных целей (понятие уровня владения языком; элементарный, базовый, 1–4 уровни владения русским языком, профессиональные модули; тестирование для получения гражданства РФ)

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Балыхина Т.М. Основы теории тестов и практика тестирования (в аспекте русского языка как: М.: Рус. яз. Курсы, 2006
Л1.2 Методика обучения русскому языку мигрантов: программа дисциплины Екатеринбург: Государственное образовательное учреждение, 2008 docviewer.yandex.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интерактивные словари русского языка на сайте ИРЯ им. В.Виноградова. www.slovari.ru
Э2 Культура письменной речи www.gramma.ru
Э3 Российская государственная библиотека www.rsl.ru
Э4 Тестирование РКИ gct.msu.ru
Э5 Основы лингводидактического тестирования по рки с помощью компьютерных технологий (в условиях китайского языкового вуза) disus.ru
Э6 Положение "О государственной системе тестирования иностранных граждан" www.isuct.ru
Э7 Хавронина С.А., Балыхина Т.М. Инновационный учебно-методический комплекс "Русский язык как иностранный" [Электронный ресурс] web-local.rudn.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формы контроля:
1 Написание эссе на одну из предложенных тем
2 Презентация на выбранную тему
3 Контрольная работа
4 Составление тестов
5 Посещение лекций и семинарско-практических
занятий
6 Активность на семинарско-практических занятиях

На семинарских занятиях используются следующие виды работ:
- анализ существующих в методике преподавания РКИ видов лингводидактических тестов;
- демонстрация и обсуждение основных приемов методики тестирования ТРКИ в соответствии с заданным уровнем и профилем обучения;
- подбор материала для создания заданий тестового типа с учетом этапа и профиля обучения.
Дальнейшее формирование профессиональной компетенции проходят в рамках педагогической практики, предусмотренной программой специализации.