Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.04.01. Филология |
Профиль | Язык в поликультурном пространстве |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_04_01_ЯПП-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 80 | 80 | 80 | 80 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., проф.
1.1. | заложить у студентов основы знаний и умений в области контроля и лингводидактического тестирования в преподавании русского языка как иностранного на разных этапах обучения. Задачи курса: - познакомить студентов с целями и задачами курса, а также с историей и основными этапами тестирования и тестологии; - сформировать у них представление о контроле как форме проверки достигнутого уровня владения языком; - заложить основы практического создания типовых тестовых материалов по РКИ, аналогичные системным; - привить навыки самостоятельной работы с научной, методической и учебной литературой по РКИ и тестологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-5 | владением навыками планирования, организации и реализации образовательной деятельности по отдельным видам учебных занятий (лабораторные, практические и семинарские занятия) по филологическим дисциплинам (модулям) в образовательных организациях высшего образования |
ПК-6 | владением навыками разработки под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения, реализации учебных дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и дополнительных профессиональных программ для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | 1) правовую основу проведения тестирования по РКИ для иностранных граждан 2) требования к тесту и стандарту; 3) структуру теста; 4) правила составления теста 5) объективность оценки |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | 1) пользоваться необходимой литературой по лингводидактическому тестированию в соответствии со своими профессиональными задачами; 2) определять тип теста по имеющимся классификациям; 3) применять полученные знания в реальной педагогической практике |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | 1) основными приемами проведения тестовой и оценочной деятельности; 2) навыками работы с научно-методической литературой; 3) навыками работы с учебной литературой. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Задачи и функции контроля и учета результатов обучения в преподавании РКИ | ||||||
1.1. | Педагогические тесты и их классификация (понятие «педагогический тест»; краткая история развития теории и практики педагогических измерений) | Лекции | 2 | 6 | Л1.1 | |
1.2. | Классификация тестов, тесты по РКИ как разновидность критериально-ориентированных измерительных материалов, их обучающая и контролирующая функции) | Практические | 2 | 4 | ПК-5, ПК-6 | Л1.1 |
Раздел 2. Место тестирования в преподавании РКИ | ||||||
2.1. | Практические | 2 | 4 | ПК-5, ПК-6 | Л1.1 | |
Раздел 3. Тесты как средство измерения учебных достижений и реальных возможностей иностранцев, изучающих русский язык | ||||||
3.1. | Цели и задачи разработки тестовых заданий; принципы отбора их содержания; классификация форм тестовых заданий; дистракторы и их выбор; типология ошибок в составлении предтестовых заданий | Практические | 2 | 6 | ПК-5, ПК-6 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Виды тестовых заданий | ||||||
4.1. | Практические | 2 | 6 | ПК-5 | Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 5. Составление тестов по лексике и грамматике | ||||||
5.1. | Практические | 2 | 2 | ПК-5 | Л1.1 | |
Раздел 6. Составление тестов по чтению и аудированию | ||||||
6.1. | Сам. работа | 2 | 80 | ПК-5, ПК-6 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. ФОС в Приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Примерная тематика презентаций 1. Система государственных стандартов, типовых тестов, лексических минимумов как совокупность требований к уровню владения РКИ (общий и профессионально-ориентированный уровни владения; требования к уровню владения русским языком на соответствующих этапах обучения иностранцев в вузе; актуальные задачи в оценке качества знаний по русскому языку на разных этапах обучения иностранных граждан в России) 2. Основные направления совершенствования функционирования системы тестирования по РКИ в России и за рубежом (документы, регламентирующие деятельность подразделений системы тестирования по РКИ; Головной и региональные центры тестирования по РКИ; принципы организации работы регионального центра – на примере ЦТ РКИ ЮФУ) 3. Культура тестирования (психологические, этические, национальные и прочие аспекты тестирования; закрытые и открытые тесты; закрытый тест как единый и непредвзятый измеритель качества подготовки учащихся, обучающая функция тестов по РКИ) 4. Методика проведения тестирования по русскому языку как иностранному (особенности подготовки и проведения тестирования по всем субтестам – «чтению», «письму», «аудированию», «говорению», «лексике и грамматике»; тестор и его роль в организации процедуры лингводидактического тестирования для определения различных уровней владения; особенности участия тестора в прохождении субтеста «говорение») 5. Использование технических средств в тестировании (компьютерные технологии в разработке тестовых заданий, оценке и улучшении их качества; автоматизация процесса тестирования; тестирование и Интернет) Примерная тематика эссе: 1. Педагогические тесты и их классификация (понятие «педагогический тест»; краткая история развития теории и практики педагогических измерений) 2. Классификация тестов, тесты по РКИ как разновидность критериально-ориентированных измерительных материалов, их обучающая и контролирующая функции) 3. Разработка тестовых заданий (цели и задачи разработки тестовых заданий; принципы отбора их содержания; классификация форм тестовых заданий; дистракторы и их выбор; типология ошибок в составлении предтестовых заданий) 4. Конструирование теста (процедура составления лингводидактических тестов; определение количества заданий в тесте; длина теста и применение теории IRT для её оптимизации; выбор критериального балла; методы подсчета тестовых баллов; коррекция на угадывание; методы шкалирования и выравнивания результатов, формирование репрезентативной выборки 5. Статистические показатели качества теста (надежность педагогического теста и методы её оценки, способы увеличения надежности; содержательная и критериальная валидность теста; экспертиза и анализ качества тестовых заданий; параметры оценивания ошибок коммуникативно-значимого и коммуникативно-незначимого характера. 6. Система уровней общего владения русским языком и владения русским языком для специальных целей (понятие уровня владения языком; элементарный, базовый, 1–4 уровни владения русским языком, профессиональные модули; тестирование для получения гражданства РФ) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Балыхина Т.М. | Основы теории тестов и практика тестирования (в аспекте русского языка как: | М.: Рус. яз. Курсы, 2006 | |
Л1.2 | Методика обучения русскому языку мигрантов: программа дисциплины | Екатеринбург: Государственное образовательное учреждение, 2008 | docviewer.yandex.ru | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Интерактивные словари русского языка на сайте ИРЯ им. В.Виноградова. | www.slovari.ru | ||
Э2 | Культура письменной речи | www.gramma.ru | ||
Э3 | Российская государственная библиотека | www.rsl.ru | ||
Э4 | Тестирование РКИ | gct.msu.ru | ||
Э5 | Основы лингводидактического тестирования по рки с помощью компьютерных технологий (в условиях китайского языкового вуза) | disus.ru | ||
Э6 | Положение "О государственной системе тестирования иностранных граждан" | www.isuct.ru | ||
Э7 | Хавронина С.А., Балыхина Т.М. Инновационный учебно-методический комплекс "Русский язык как иностранный" [Электронный ресурс] | web-local.rudn.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
не предусмотрено | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Формы контроля: 1 Написание эссе на одну из предложенных тем 2 Презентация на выбранную тему 3 Контрольная работа 4 Составление тестов 5 Посещение лекций и семинарско-практических занятий 6 Активность на семинарско-практических занятиях На семинарских занятиях используются следующие виды работ: - анализ существующих в методике преподавания РКИ видов лингводидактических тестов; - демонстрация и обсуждение основных приемов методики тестирования ТРКИ в соответствии с заданным уровнем и профилем обучения; - подбор материала для создания заданий тестового типа с учетом этапа и профиля обучения. Дальнейшее формирование профессиональной компетенции проходят в рамках педагогической практики, предусмотренной программой специализации. |