МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русская речевая культура
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 160
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 160 160 160 160
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русская речевая культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ – повышение русской речевой культуры устной и письменной речи иностранных студентов;

Задачи дисциплины
–совершенствование владения нормами устного и письменного литературного языка;
–развитие навыков и умений эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения.
–представление о современном состоянии русского литературного языка, актуальных проблемах языковой
культуры общества;
–знакомство с системой языковых норм современного русского языка;
– демонстрация многообразия стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: владением этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме; готовностью использовать модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации
ПК-17: способностью моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.–нормы современного русского языка;
–языковые и жанровые особенности функционально-речевых разновидностей русского литературного языка;
- основные правила речевого поведения в различных ситуациях общения.
- современную лингвистическую ситуацию, формы существования русского национального языка
- правила русского речевого этикета и невербальной коммуникации.
3.2.Уметь:
3.2.1.– использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации;
– свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства;
- определять стилевую принадлежность различных текстов
- правильно употреблять средства, относящиеся ко всем уровням (фонетическому, лексическому, грамматическому) русского языка
- пользоваться нормативными словарями и справочниками русского языка
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения;
–системой лингвистических знаний, включающей знание основных фонетических, словообразовательных,
- лексических, грамматических явлений и закономерностей функционирования русского языка, его функциональных разновидностей;
– русским языком в объеме, обеспечивающем возможность осуществлять общение в различных ситуациях и с различными собеседниками. - нормами современного русского языка и фиксировать их нарушения;
- нормами построения и языкового оформления научных текстов разных жанров
- общенаучной и профессиональной лексикой

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Язык как национальное достояние. Литературный язык как высшая разновидность существования языка.
1.1. Речь, речевая культура и культура речи. Современная речевая ситуация (XX- нач. XXI вв.). Речевая культура как предмет изучения. Понятие «норма» литературного языка. Виды норм. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
1.2. Практические 4 6 ПК-17 Л2.3
Раздел 2. Функциональные разновидности современного русского языка.
2.1. Функциональные разновидности современного русского языка. Понятие функционального стиля. Классификация функциональных стилей: научный, официальноделовой, публицистический, литературнохудожественный, разговорнообиходный. Признаки речевой культуры. Типы речевой культуры. Лекции 4 2
2.2. Практические 4 6 ПК-17 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Культура устной публичной речи. Ораторское искусство. Роды и виды красноречия
3.1. Культура устной публичной речи. Роды и виды красноречия. Ораторское искусство. Композиция публичного выступления. Способы произнесения речи. Подготовка публичного выступления и факторы, определяющие его успех. Словесное оформление публичного выступления. Лекции 4 4
Раздел 4. Акцентологические и орфоэпические нормы.
4.1. Ударение в русском языке: понятие, признаки, функции. Ударение в различных частях речи. Понятие «орфоэпические нормы». Стили произношения. Варианты литературных произносительных норм. Лекции 4 4 Л2.1
4.2. Практические 4 6 ОПК-4, ПК-17 Л1.1, Л2.3
Раздел 5. Лексические нормы современного русского литературного языка
5.1. Лекции 4 4
5.2. Практические 4 6 ПК-17 Л2.3
Раздел 6. Морфологические нормы современного русского литературного языка.
6.1. Формы имен существительных. Колебания в роде имен существительных. Род склоняемых, несклоняемых существительных, аббревиатур. Склонение имен и фамилий. Лекции 4 4
6.2. Колебания в падежных окончаниях имен существительных. Употребление форм имен прилагательных. Краткие формы единственного числа мужского рода. Употребление имен числительных в профессиональных текстах. Степени сравнения имен прилагательных. Морфологические ошибки. Практические 4 2 ОПК-4, ПК-17 Л2.3
Раздел 7. Синтаксические нормы современного русского литературного языка
7.1. Нормы управления. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определений и приложений. Употребление однородных членов предложения. Причастные обороты. Деепричастные обороты. Лекции 4 4
7.2. Практические 4 6 ПК-17 Л1.1, Л2.3
7.3. Сам. работа 4 160 ОПК-4, ПК-17 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС по дисциплине находится в Приложениях
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложениях
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС по дисциплине находится в Приложениях
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. Б. Будильцева [и др.] Контрольные тесты к курсу "Культура русской речи" для иностранных студентов: М.: Русский язык. Курсы, 2013
Л1.2 В. И. Максимов [и др.] ; под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой Русский язык и культура речи : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CCBBD9A7-0581-439F-83DD-9B0638DBBCAF
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Скворцов Л.И. Культура русской речи: словарь-справочник: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л2.2 Сковородников А.П. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты: энциклопедический словарь-справочник М.: Флинта, 2009
Л2.3 Будильцева М.Б., Новикова И.А., Пугачев И.А., Серова Л.К. Культура русской речи: М.: Русский язык. Курсы, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук, авторитетность информации, предоставляемой им по проблемам русского языка, не может вызывать сомнений. Здесь можно не только воспользоваться словарями, но и познакомиться с новинками исследований во всех областях лингвистики http://www.rusland.ru
Э2 ГРАМОТА.РУ http://www.gramota.ru
Э3 Русский переплет – литературный Интернет-журнал http://www.pereplet.ru.
Э4 государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина http://www.pushkin.edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Дисциплина «Русская речевая культура» изучается в группах иностранных бакалавров-лингвистов. Данный курс включен в образовательные программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования Российской Федерации.
Рабочая программа предусматривает изучение вопросов, отражающих содержательно-предметную специфику данной дисциплины. Основная цель курса – повышение общей речевой культуры студентов. Система заданий лекционных и практических занятий ориентирована на решение следующих методических задач:
- дать представление о современном состоянии русского литературного языка, актуальных проблемах языковой культуры общества;
- познакомить с системой языковых норм современного русского языка;
- показать многообразие стилистических возможностей русского языка в разных функциональных стилях;
- раскрыть языковые ошибки и трудности, характерные для языка науки и деловых документов.
Структура практических занятий по изучению языковых норм предполагает три этапа:
1. Обсуждение теоретических вопросов по теме практического занятия. Планы практических занятий содержат перечень вопросов для обсуждения; терминологический минимум, определения понятий в котором студент заполняет самостоятельно, используя словари и справочники; практические задания. Вопросы для обсуждения предполагают предварительную подготовку студента в виде составления устного сообщения по вопросу с использованием учебной или научной литературы. Кроме того, по согласованию с преподавателем по какому-либо из вопросов студент может подготовить устное сообщение. По своему усмотрению преподаватель может проводить терминологические диктанты по спискам терминологического минимума.
2. Выполнение практических упражнений по теме занятия. Основная цель дисциплины – повышение общей речевой культуры студентов.
В условиях реализации компетентностного подхода к обучению по подготовке бакалавров и специалистов на кафедре используется
• традиционные технологии обучения практические занятия, лекционные занятия, индивидуальные консультации по конкретному материалу, организация самостоятельной работы, контроль знаний,
• инновационные технологии:
- технологии поддерживающего обучения: объяснительно-иллюстративное обучение, технология контекстного обучения, технология разноуровнего обучения,
- технологии развивающего обучения: ролевые игры
- технологии электронного обучения.

Организация самостоятельной работы студентов
Учебным планом изучения дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала.
Цель организации самостоятельной работы студентов по дисциплине – углубление и расширение знаний о речевой культуре, формирование навыков и умений самостоятельной речевой деятельности, формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям и к зачету. Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды заданий:
– подготовку и написание докладов, сообщений, рефератов, эссе и других письменных работ на заданные темы;
– выполнение домашних заданий разнообразного характера;
– поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет; – текущее тестирование.