МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский мир: проблемы взаимодействия культур
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 65
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 65 65 65 65
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.филол.наук, профессор, Дмитриева Л.М.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русский мир: проблемы взаимодействия культур

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Русский мир: проблемы взаимодействия культур являются:
- рассмотрение методологических особенностей русского языка как лингвоментальной базы идеи «мягкой силы» во внешней политике, освещение направлений и тенденций ее развития;
- данный курс углубляет общефилологическую, историко-научную и методологическую подготовку магистрантов;
- задачи курса: создание у студентов целостного представления о значимости русского языка и возможностях его «лингвоментального» места во внешней политике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9: готовностью преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения
ПК-18: владением нормами этикета, принятыми в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.углубить общефилологическую, историко-научную и методологическую подготовку магистрантов
3.2.Уметь:
3.2.1.иметь способность использовать представление о русском языке как об особом Русском мире в филологических исследованиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть целостным представлением о значимости русского языка и возможностях его «лингвоментального» места во внешней политике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Полилингвизм во внешней политике России
1.1. Язык – сознание – культура. Исторические начала русской языковой жизни на пороге нового тысячелетия. Понятие "Русский мир" Лекции 7 22 Л2.1, Л2.2
1.2. Русский мир: взаимодействие культур Практические 7 12 Л2.2
1.3. Актуальные проблемы изучения национального менталитета русских, формирования и расширения языкового сознания и их влияния на коммуникативное поведение. Сам. работа 7 8 ОПК-9 Л2.1
1.4. Язык как стратегический ресурс российского общества в претворении будущего. Сам. работа 7 20 ПК-18 Л1.2
Раздел 2. Приемы смягчения культурного шока и формирования этнической толерантности
2.1. Концептуальные образы русского мира в контексте глобализационных процессов современной действительности. Практические 7 18 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Национальные стереотипы: «Россия», «Русский», «Национальный», «Родина», «Русский мир», «Отечество», «Соотечественник». Сам. работа 7 10 ОПК-9, ПК-18 Л2.1
2.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 7 17 ОПК-9, ПК-18
2.4. Индивидуальные домашние задания Сам. работа 7 10 ОПК-9, ПК-18

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС по дисциплине находится в Приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложении и хранится на кафедре
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дмитриева Л.М., Гончаров Ю.М., Русский язык в межрегиональном культурном пространстве: упражнения, тексты, комментарии. Учебное пособие для вузов и школ Западной Монголии: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008
Л1.2 Астахов А.Е., Астахова Е.А. Россия и «русский мир»// Инновационная Россия. Сборник статей: статья Москва, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: курс лекций: курс лекций Москва, 2004
Л2.2 Будаев Э.В. Метафора в политической коммуникации: Москва: "Флинта", // ЭБС «Лань» 2018, 2012 https://e.lanbook.com/book/109523
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Роль русского языка в мире https://mirznanii.com/a/131150/rol-russkogo-yazyka-v-mire
Э2 Место русского языка в современном мире https://mlis.ru/literature/270-mesto-russkogo-yazyka-v-sovremennom-mire.html
Э3 Русский век. Портал для русских соотечественников http://www.ruvek.info/?action=list&module=country
Э4 Соотечественники России http://www.russedina.ru/
Э5 Классификация национальных стереотипов http://studbooks.net/987555/marketing/klassifikatsiya_natsionalnyh_stereotipov
Э6 Стереотипы http://textfighter.org/raznoe/Psihol/krusko/stereotip_obychno_ponimaetsya_shematizirovannyi_obraz_svoei_narodov_stereotipov.php
Э7 Русский мир http://rusmir.su/
Э8 Русский мир. Информационный портал фонда "Русский мир" http://www.russkiymir.ru/
Э9 Русская языковая картина мира http://lektsia.com/1x5be9.html
6.3. Перечень программного обеспечения
не предусмотрено
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина заканчивается экзаменом; оценка на экзамене выставляется за учтный ответ на вопрос. Оценка соответствует традиционной пятибалльной шкале оценивания. Кроме того, преподжаватель учитывает устные ответы на занятиях, положительные оценки за письменные работы и реферат. Для допуска к экзамену необходимо сдать письменную работу по теме Национальные стереотипы: «Россия», «Русский», «Национальный», «Родина», «Русский мир», «Отечество», «Соотечественник» и реферат на выбранную тему (см. ФОС).