МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык (аудирование)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость18 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-3-2020
Часов по учебному плану 648
в том числе:
аудиторные занятия 124
самостоятельная работа 497
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 1, 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 20,5 19,5 20 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 32 32 32 32 30 30 30 30 124 124
Сам. работа 40 40 76 76 258 258 123 123 497 497
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 288 288 180 180 648 648

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Злобина Ю.И.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русский язык (аудирование)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
проф., д.филол.н. Дмитриева Л.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой проф., д.филол.н. Дмитриева Л.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины – формирование и развитие навыков общения, а также социокультурной адаптации на материале прецедентных видеотекстов.
Курс предполагает обучение студентов разнноуровневому пониманию видеотекстов:
а) аудирование с целью выборочного понимания необходимой информаци;
б) аудирование с целью понимания основного содержания текста;
в) аудирование с целью полного понимания текста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 владением культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи
ОПК-3 владением системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей
ОПК-9 готовностью преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения
ОПК-15 способностью выдвигать гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.иметь общие представления о культуре и особенностях страны изучаемого языка (русского)
3.2.Уметь:
3.2.1.адекватно употреблять слова и выражения в различных (типических)ситуациях речевого общения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью применять полученные навыки общения в социально-бытовой сфере (различные ситуации общения)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Знакомство с Россией
1.1. Знакомство с Россией. Что за люди - русские? Лабораторные 1 6 Л1.1, Л2.1
1.2. Знакомство с Россией. Что за люди - русские? Лабораторные 1 6 Л1.1
1.3. Знакомство с Россией. Что за люди - русские? Сам. работа 1 20 ОК-7, ОПК-3, ОПК-9 Л1.1, Л2.1
1.4. Лабораторные 1 6
Раздел 2. Семья в XXI веке
2.1. Семья в XXI веке Лабораторные 1 6 Л1.1
2.2. Семейная жизнь, семейные традиции Лабораторные 1 8 Л1.1
2.3. Семейная жизнь, семейные традиции Сам. работа 1 20 ОПК-9 Л1.1
Раздел 3. Образование, работа
3.1. Образование, работа. Где подработать студенту? Лабораторные 2 8 Л1.1
3.2. Система образования в России Лабораторные 2 8 Л1.1, Л1.2
3.3. Легко ли найти работу молодым? Лабораторные 2 8 Л1.1
3.4. Легко ли найти работу молодым? Сам. работа 2 76 ОК-7, ОПК-9 Л1.1
Раздел 4. Путешествие: куда поехать?
4.1. Путешествие: куда поехать в России? Лабораторные 2 8 ОПК-9 Л1.1
4.2. Москва и Санкт-Петербург Лабораторные 3 4 Л1.1
4.3. Города России Сам. работа 3 258 ОПК-9 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Человек и общество
5.1. Человек и общество. Богатые и бедные Лабораторные 3 10 ОК-7 Л1.1
5.2. Человек и общество. Межкультурное общение, этнические стереотипы Лабораторные 3 8 Л1.1
5.3. Человек и общество. Межкультурное общение, этнические стереотипы Лабораторные 3 8 Л1.1, Л1.2
5.4. Человек и общество. Кумиры нашего общества: ученый или телезвезда? Лабораторные 4 16 Л1.1
5.5. Тема: человек и общество. Сельская и городская жизнь: плюсы и минусы Лабораторные 4 14 Л1.1
5.6. Человек и общество. Межкультурное общение, этнические стереотипы Сам. работа 4 50 Л1.1
5.7. Человек и общество. Кумиры нашего общества: ученый или телезвезда? Сам. работа 4 20 Л1.1, Л1.2
5.8. Тема: человек и общество. Сельская и городская жизнь: плюсы и минусы Сам. работа 4 30 Л1.1
5.9. Подготовка к зачету Сам. работа 4 23 ОК-7, ОПК-3 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине находится в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложении и хранится на кафедре.

Работа со студентами включает задания для выполнения самостоятельной работы по тематике курса, в том числе просмотр фильмов, перевод устной речи говорящих, самостоятельная работа в ходе подготовки к занятиям, написание эссе по темам, обсуждаемым на занятиях. Используемые формы текущего контроля: опрос, проверка письменных работ, подготовленных студентами в рамках самостоятельной работы по дисциплине, проверка эссе по выбранной теме.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баско Н.В. Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику: учебное пособие М.: Русский язык. Курсы, 2013
Л1.2 Бочина Т. Г., Агеева Ю. В. Обсуждаем, разговариваем, спорим: учебное пособие Казань: Издательство Казанского университета, , 2014 ЭБС "Университетская библиотека он-лайн": http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276265
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ганиев Ж.В. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учеб.пособие: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интерактивные словари русского языка на сайте ИРЯ им. В.Виноградова. www.slovari.ru
Э2 Сайт в помощь переводчикам и филологам uztranslations.net.ru
Э3 Русский язык. Справочно-информационный портал www.gramota.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа со студентами включает задания для выполнения самостоятельной работы по тематике курса, в том числе просмотр фильмов, перевод устной речи говорящих, самостоятельная работа в ходе подготовки к занятиям, написание эссе по темам, обсуждаемым на занятиях. Используемые формы текущего контроля: опрос, проверка письменных работ, подготовленных студентами в рамках самостоятельной работы по дисциплине, проверка эссе по выбранной теме.