Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 14 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_РЯИ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 20,5 | 19,5 | 20 | 19 | ||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 72 | 72 | 72 | 72 | 32 | 32 | 32 | 32 | 208 | 208 |
Сам. работа | 72 | 72 | 45 | 45 | 76 | 76 | 49 | 49 | 242 | 242 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 0 | 0 | 27 | 27 | 54 | 54 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 | 108 | 108 | 108 | 108 | 504 | 504 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор
1.1. | Основная цель курса – формирование у студента целостного системного представления о функционировании русского языка в его различных стилевых разновидностях, в коммуникативном, прагматическом и когнитивном аспектах; овладение нормами правильной письменной речи (прежде всего языка научного стиля); развитие «языкового чутья» и формирование навыков стилистической правки текста. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-3 | владением навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов |
ОК-12 | способностью к пониманию социальной значимости своей будущей профессии, владением высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности |
ОПК-4 | владением этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме; готовностью использовать модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | рассматривать современный русский язык в его функционально-стилевых разновидностях, выявлять стилевые нормы и особенности производства текстов различной жанровой характеристики (в первую очередь, текстов научного, а также официально-делового стилей) |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать функциональные возможности лексических, грамматических единиц и отдельных морфологических форм в рамках контекста и целого текста |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть способностью использовать теоретические знания, полученные на занятиях, при написании своей выпускной квалификационной работы бакалавра (в будущем, возможно, магистерской диссертации), а также в дальнейшей профессиональной деятельности (переводчик, преподаватель) |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Система стилей современного русского литературного языка. Вопрос об иерархии стилей. Взаимодействие функциональных стилей. Понятие о стилевой норме. | ||||||
1.1. | Лабораторные | 1 | 36 | Л2.1, Л2.3 | ||
1.2. | Сам. работа | 1 | 36 | Л2.1 | ||
Раздел 2. Научный стиль как функциональная разновидность русского литературного языка, обслуживающая область науки, техники, производства. Основная функция научного стиля. Разновидности научного стиля и его жанры. Особенности стиля научного изложения: точность и объективность передачи информации, логическая последовательность и обобщенность изложения, однозначность, сжатость выражения при сохранении насыщенности содержания и т.д. | ||||||
2.1. | Лабораторные | 1 | 36 | Л1.1, Л2.4, Л2.5 | ||
2.2. | Сам. работа | 1 | 36 | Л1.1, Л2.4, Л2.5 | ||
Раздел 3. Жанры научного стиля: статья и тезисы. | ||||||
3.1. | Лабораторные | 2 | 34 | |||
Раздел 4. Официально-деловой стиль русского языка | ||||||
4.1. | Лабораторные | 2 | 38 | Л2.6, Л1.2 | ||
Раздел 5. Виды документации. Особенности морфологии и синтаксиса деловой документации | ||||||
5.1. | Сам. работа | 2 | 45 | Л2.2, Л2.4, Л1.2 | ||
5.2. | Экзамен | 2 | 27 | ОК-3, ОК-12, ОПК-4 | Л2.6 | |
Раздел 6. Культура русского письма | ||||||
6.1. | Лабораторные | 3 | 32 | Л1.1, Л2.2 | ||
6.2. | Сам. работа | 3 | 38 | Л1.1 | ||
Раздел 7. Причастный оборот: построение причастного оборота. Причастный оборот в предложении. Деепричастный оборот: построение деепричастного оборота, лексическое значение конструкции. | ||||||
7.1. | Сам. работа | 3 | 22 | Л1.1, Л1.3 | ||
Раздел 8. Использование повелительного наклонения в предложении. Повеление. Побуждение к действию. Требование. | ||||||
8.1. | Сам. работа | 3 | 16 | Л1.1, Л1.3 | ||
Раздел 9. Употребление сослагательного наклонения. Требование, просьба, совет, приглашение, жела-тельность, опасение. | ||||||
9.1. | Лабораторные | 4 | 16 | Л2.1 | ||
Раздел 10. Выражение времени в простом предложении. Выражение времени в сложном предложении: действия совпадают по времени, идут вместе; действия следуют, идут одно за другим (союз КОГДА). Конструкции с союзами ДО ТОГО КАК, В ТО ВРЕМЯ КАК, ПОСЛЕ ТОГО КАК, С ТЕХ ПОР КАК, ДО ТЕХ ПОР, ПЕРЕД ТЕМ КАК, ПРЕЖДЕ ЧЕМ. | ||||||
10.1. | Лабораторные | 4 | 16 | Л2.1 | ||
Раздел 11. Категория модальности и способы ее выражения языковыми средствами: модальность необходимости и долженствования (я должен + инфинитив, мне нужно + инфинитив); модальность возможности и невозможности (может + инфинитив); желательная модальность (я хочу + ин-финитив, мне хотелось бы + инфинитив) | ||||||
11.1. | Сам. работа | 4 | 22 | Л1.1 | ||
11.2. | Сам. работа | 4 | 27 | Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3 | ||
11.3. | Экзамен | 4 | 27 | ОК-3, ОК-12, ОПК-4 | Л1.1, Л2.1, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа обеспечена ФОС по дисциплине, см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Рабочая программа обеспечена ФОС по дисциплине, см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа обеспечена ФОС по дисциплине, см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Скворцов Л.И. | Культура русской речи: словарь-справочник: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | |
Л1.2 | Константинова Л.А., Юрманова С.А. | Деловой русский язык: Учебные пособия | Издательство "ФЛИНТА", 2014 | e.lanbook.com |
Л1.3 | Стрельчук Е.Н. | Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика. Учебное пособие: учебное пособие | М.: Флинта, 20116 // ЭБС «Лань», 2016 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Г. Я. Солганик | Практическая стилистика русского языка: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | |
Л2.2 | М. Б. Будильцева [и др.] | Культура русской речи: учеб. пособие для изучающих рус. яз. как иностранный | М.: Русский язык. Курсы, 2010 | |
Л2.3 | Гамалей Т.В. | Поговорим о русском языке: Культура русской речи в полилингвистической среде: | Москва, 2008 | |
Л2.4 | Валгина Н.С., Светлышева В.Н. | Орфография и пунктуация: справочник | Москва , 1993 | |
Л2.5 | Колесникова Н.И. | От конспекта к диссертации. Учебное пособие: учебное пособие | М.: Флинта, 2012 // ЭБС «Лань», 2012, 2012 | e.lanbook.com |
Л2.6 | Кузнецов И.Н. | Деловое общение: учебное пособие | Дашков и К// ЭБС "Лань", 2017 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
не предусмотрено | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности В течение семестра: 4-5 письменных контрольных работ по лексике и грамматике; В конце семестра: письменно - контрольная экзаменационная работа по лексике, словообразованию, грамматике, стилистике (работа охватывает языковой материал за весь семестр обучения). |