Закреплена за кафедрой | Кафедра русского языка как иностранного |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Русский язык как иностранный |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 37 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_РЯИ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | 2 (3) | 2 (4) | 3 (5) | 3 (6) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 20,5 | 19,5 | 20 | 19 | 18,5 | 18,5 | 19,5 | 13 | ||||||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 108 | 108 | 108 | 108 | 108 | 108 | 108 | 108 | 22 | 22 | 24 | 24 | 26 | 26 | 26 | 26 | 530 | 530 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 | 9 | 9 | 9 | 9 | 167 | 167 | 93 | 93 | 199 | 199 | 91 | 91 | 640 | 640 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 27 | 162 | 162 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 216 | 216 | 144 | 144 | 252 | 252 | 144 | 144 | 1332 | 1332 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра русского языка как иностранного
Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой проф., д.ф.н. Дмитриева Л.М.
1.1. | Целью дисциплины является овладение устной разговорной русской речью (практическое овладение русским языком в различных сферах общения: обиходно-бытовая, официально-деловая, социально-культурная и учебно-профессиональная - учебно-научная и учебно-педагогическая) и накопление теоретических знаний о системе русского языка (освоение законов, правил и норм современного русского языка, что необходимо для будущей профессиональной деятельности учащихся). Для достижения поставленных целей необходимо, во-первых, отработка навыков устного общения (восприятие русской речи на слух и активное участие в диалоге на различные темы), а также формирование у студентов грамотной «письменной» речи (написание сочинений, изложений, диктантов). Кроме того, необходимо усвоение и закрепление теоретических знаний о системе языка: законов, правил и норм грамматики, морфологии и синтаксиса. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-2 | способностью видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин, понимает их значение для будущей профессиональной деятельности |
ОПК-6 | владением основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста |
ОПК-17 | способностью оценивать качество исследования в своей предметной области, соотносить новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представлять результаты собственного исследования |
ОПК-18 | способностью ориентироваться на рынке труда и занятости в части, касающейся своей профессиональной деятельности, владением навыками экзистенциальной компетенции |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знать: - грамматические категории русского языка; - определенные синтаксические конструкции русского языка; - средства и способы выражения значения времени, модальности и реальности-ирреальности в русском языке. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | умение применять теоретические знания о системе русского языка на практике; создание и восприятие/перевод связного текста – дискурса |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть: теоретическими знаниями о системе языка; грамотной письменной и устной речью; способностью грамматического и синтаксического анализа учебного текста. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Первый семестр | ||||||
1.1. | Лабораторные | 1 | 108 | Л2.3 | ||
1.2. | Сам. работа | 1 | 36 | Л2.3 | ||
Раздел 2. Второй семестр | ||||||
2.1. | Лабораторные | 2 | 108 | |||
2.2. | Сам. работа | 2 | 36 | |||
Раздел 3. Третий семестр | ||||||
3.1. | Лабораторные | 3 | 108 | Л2.5 | ||
3.2. | Сам. работа | 3 | 9 | Л2.5 | ||
Раздел 4. Четвертый семестр | ||||||
4.1. | Лабораторные | 4 | 108 | Л2.5 | ||
4.2. | Сам. работа | 4 | 9 | Л2.5 | ||
Раздел 5. Повторение: предлоги.Основные принципы "предложного" управления в синтаксисе русского языка. Имя существительное. Глагол + предлог + падеж. | ||||||
5.1. | Лабораторные | 5 | 2 | |||
5.2. | Сам. работа | 5 | 20 | |||
Раздел 6. Местоимение и прилагательное. Склонение, словообразование и употребление в речи. | ||||||
6.1. | Лабораторные | 5 | 1 | Л2.3 | ||
6.2. | Сам. работа | 5 | 20 | Л2.3 | ||
Раздел 7. Числительное в русском языке. | ||||||
7.1. | Лабораторные | 5 | 1 | Л2.3 | ||
Раздел 8. Глагол в русском языке: вид и время глагола. | ||||||
8.1. | Лабораторные | 5 | 1 | Л1.2, Л2.3 | ||
8.2. | Сам. работа | 5 | 20 | Л1.2, Л2.3, Л2.4 | ||
Раздел 9. Глагол: активный - пассивный залог. Категория наклонения. Семантика и формы. | ||||||
9.1. | Лабораторные | 5 | 1 | Л2.3 | ||
9.2. | Сам. работа | 5 | 20 | |||
Раздел 10. Причастие как особая форма глагола. Семантика и форма. Вид и время глагола как определяющие характеристики при образовании формы причастия. | ||||||
10.1. | Лабораторные | 5 | 1 | Л1.1, Л2.3 | ||
10.2. | Сам. работа | 5 | 16 | Л1.1 | ||
Раздел 11. Деепричастие как особая форма глагола.Причастный и деепричастный оборот в предложении: возможные ошибки в речи. | ||||||
11.1. | Лабораторные | 5 | 1 | Л1.1, Л2.3 | ||
11.2. | Сам. работа | 5 | 11 | Л2.3 | ||
Раздел 12. Повторение и обобщение изученного материала | ||||||
12.1. | Лабораторные | 5 | 2 | Л2.3 | ||
12.2. | Сам. работа | 5 | 12 | Л1.2, Л2.3, Л2.4 | ||
Раздел 13. Основы русского синтаксиса. Простое и сложное предложение. Предлоги и союзы. | ||||||
13.1. | Лабораторные | 5 | 2 | Л2.3 | ||
13.2. | Сам. работа | 5 | 12 | Л2.3 | ||
Раздел 14. Глагол. Повторение и обобщение:категория залога. Активный, пассивный залог. Семантическое наполнение категории залога. Выражение субъекта. | ||||||
14.1. | Лабораторные | 5 | 4 | Л1.1, Л2.3 | ||
14.2. | Сам. работа | 5 | 12 | Л2.4 | ||
Раздел 15. Категория модальности и ее выражение через наклонение. Средства и способы выражения модальности. | ||||||
15.1. | Лабораторные | 5 | 2 | Л2.3 | ||
15.2. | Сам. работа | 5 | 12 | Л2.4 | ||
Раздел 16. Наречия: семантическая классификация и специфика употребления в речи. | ||||||
16.1. | Лабораторные | 5 | 4 | Л1.1, Л2.3 | ||
16.2. | Сам. работа | 5 | 12 | Л1.1 | ||
Раздел 17. Роль интонации в русской устной речи. Интонационные конструкции - повторение. Интонация и пунктуация. | ||||||
17.1. | Лабораторные | 6 | 4 | Л2.3 | ||
17.2. | Сам. работа | 6 | 2 | |||
17.3. | Подготовка к экзамену | Экзамен | 5 | 27 | ОПК-2, ОПК-6, ОПК-17, ОПК-18 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
Раздел 18. Частицы в русском языке: роль в предложении | ||||||
18.1. | Лабораторные | 6 | 2 | Л2.3 | ||
18.2. | Сам. работа | 6 | 2 | Л2.3 | ||
Раздел 19. Выражение коммуникативных намерений говорящего: средства и способы выражения согласия, определенности-неопределенности, отрицания и пр. | ||||||
19.1. | Лабораторные | 6 | 2 | Л2.1, Л2.6 | ||
19.2. | Сам. работа | 6 | 2 | Л2.1, Л2.6 | ||
Раздел 20. Словообразование: глагольные приставки и их многозначность. | ||||||
20.1. | Лабораторные | 6 | 2 | Л2.6 | ||
20.2. | Сам. работа | 6 | 2 | Л2.3, Л2.6 | ||
Раздел 21. Словообразование: существительные и прилагательные | ||||||
21.1. | Лабораторные | 6 | 2 | Л2.6 | ||
21.2. | Сам. работа | 6 | 2 | Л2.6 | ||
Раздел 22. Трудные случаи словоупотребления: синонимы и антонимы в речи. Возможности взаимозамены. | ||||||
22.1. | Лабораторные | 6 | 1 | Л2.1 | ||
22.2. | Сам. работа | 6 | 2 | Л2.1 | ||
Раздел 23. Осложненное предложение: причастный и деепричастный обороты, сравнительный оборот. | ||||||
23.1. | Лабораторные | 6 | 1 | Л2.6, Л2.2 | ||
23.2. | Сам. работа | 6 | 11 | Л2.6 | ||
Раздел 24. Сложноподчиненное предложение: выражение времени при помощи союзов | ||||||
24.1. | Лабораторные | 6 | 2 | Л2.2 | ||
24.2. | Сам. работа | 6 | 12 | Л2.2 | ||
Раздел 25. Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы И, А, НО, ТО ЕСТЬ, ДА. Семантика конструкций с этими союзами. Бессоюзные сложные предложения. Употребление в речи. | ||||||
25.1. | Лабораторные | 6 | 2 | Л2.2 | ||
25.2. | Сам. работа | 6 | 12 | Л2.2 | ||
Раздел 26. Выражение уступительных отношений: вопреки + Д.п., несмотря на + В.п. В сложном предложении: хотя, несмотря на то, что, пусть, хоть, хотя… но. | ||||||
26.1. | Лабораторные | 6 | 2 | Л2.2 | ||
26.2. | Сам. работа | 6 | 12 | Л2.2 | ||
Раздел 27. Изъяснительные отношения в сложном предложении: союзы ЧТО и ЧТОБЫ. Семантические различия. | ||||||
27.1. | Лабораторные | 6 | 2 | Л2.2 | ||
27.2. | Сам. работа | 6 | 12 | Л2.2 | ||
Раздел 28. Повторение и обобщение изученного материала | ||||||
28.1. | Лабораторные | 6 | 2 | Л2.3 | ||
28.2. | Сам. работа | 6 | 22 | Л2.3 | ||
28.3. | Подготовка к экзамену | Экзамен | 6 | 27 | ОПК-2, ОПК-6, ОПК-17, ОПК-18 | Л2.1, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 29. Повторение: синтаксис сложносочиненного и сложноподчиненного предложения | ||||||
29.1. | Лабораторные | 7 | 2 | Л2.6, Л2.2 | ||
29.2. | Сам. работа | 7 | 14 | Л2.6 | ||
Раздел 30. Многозначные слова и явление парнонимии в речи. | ||||||
30.1. | Лабораторные | 7 | 2 | Л2.1 | ||
30.2. | Сам. работа | 7 | 14 | Л2.1 | ||
Раздел 31. Повторение: вид и время глагола. Периферийные способы выражения прошедшего и будущего времени в русском языке. | ||||||
31.1. | Лабораторные | 7 | 2 | |||
31.2. | Сам. работа | 7 | 14 | |||
Раздел 32. Фразеология как раздел лексикологии. Фразеологические единицы языка | ||||||
32.1. | Лабораторные | 7 | 2 | Л2.1 | ||
32.2. | Сам. работа | 7 | 14 | Л2.1 | ||
Раздел 33. Императив глагола. Повелительное наклонение – повторение. Совместное действие, императив к 3-му лицу. Разговорные формы: пошли, побежали… Инфи-нитив + НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИ-МО, ДОЛЖЕН, ЛУЧШЕ, СТОИТ, СЛЕДУЕТ… | ||||||
33.1. | Лабораторные | 7 | 2 | Л2.2 | ||
33.2. | Сам. работа | 7 | 14 | Л2.2 | ||
Раздел 34. Однонаправленное/разнонаправленное движение. Повторение. | ||||||
34.1. | Лабораторные | 7 | 2 | Л1.2 | ||
34.2. | Сам. работа | 7 | 14 | Л1.2 | ||
Раздел 35. Выражение оценки, характеристики. Синтаксические (фразеологические) конструкции Ох уж эти…! Что за …! Вот это ….! Вот так …! и др. Семантические различия, выраженные в интонации. | ||||||
35.1. | Лабораторные | 7 | 2 | Л2.1, Л2.2 | ||
35.2. | Сам. работа | 7 | 16 | Л2.1 | ||
Раздел 36. Синтаксис: повторение и обобщение. Значение цели: простые предложения (предлоги при, без) и сложные предложения (союзы если, при условии, что, в случае того, что…). Семантические различия в употреблении | ||||||
36.1. | Лабораторные | 7 | 8 | Л2.1, Л2.2 | ||
36.2. | Сам. работа | 7 | 16 | Л2.1, Л2.2 | ||
Раздел 37. Синтаксис: повторение и обобщение. Выражение ирреального условия в сложноподчиненном предложении: союзы если бы, когда бы. | ||||||
37.1. | Лабораторные | 7 | 2 | Л2.2 | ||
37.2. | Сам. работа | 7 | 16 | Л2.2 | ||
Раздел 38. Повторение и обобщение. Частицы: основная функция частиц – выражение субъективного отношения к сообщаемому. Употребление в речи. | ||||||
38.1. | Лабораторные | 7 | 1 | Л2.1 | ||
38.2. | Сам. работа | 7 | 14 | Л2.1 | ||
Раздел 39. Повторение, обобщение и классификация изученного материала. Трудные вопросы русской грамматики | ||||||
39.1. | Лабораторные | 7 | 1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.6, Л2.2 | ||
39.2. | Сам. работа | 7 | 53 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 | ||
39.3. | Экзамен | 7 | 27 | ОПК-2, ОПК-6, ОПК-17, ОПК-18 | Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2 | |
Раздел 40. Краткое прилагательное: образование форм, роль в предложении (синтаксическая функция) и семантическая нагрузка (постоянный – непостоянный признак предмета). | ||||||
40.1. | Лабораторные | 8 | 4 | Л1.1 | ||
40.2. | Сам. работа | 8 | 2 | |||
Раздел 41. Краткое причастие. Краткое страдательное причастие. Управление: побежден, вынужден, принят, награжден и др.+ сущ.) | ||||||
41.1. | Лабораторные | 8 | 2 | Л1.1, Л2.6 | ||
41.2. | Сам. работа | 8 | 8 | Л1.1, Л2.6 | ||
Раздел 42. Стилистические ошибки в тексте. Задания на исправление ошибок. Правильное употребление деепричастного оборота в тексте (повторение). | ||||||
42.1. | Лабораторные | 8 | 2 | Л2.1 | ||
42.2. | Сам. работа | 8 | 11 | Л2.1 | ||
Раздел 43. Безличные предложения с глаголами. Безличные предложения с отрицательными формами местоимения и наречия. Семантика конструкций. Употребление в речи. | ||||||
43.1. | Лабораторные | 8 | 2 | Л2.2 | ||
43.2. | Сам. работа | 8 | 12 | Л2.2 | ||
Раздел 44. Синтаксические средства: Выражение согласия – несогласия, возражения – утверждения, отрицания. | ||||||
44.1. | Лабораторные | 8 | 2 | Л2.1 | ||
44.2. | Сам. работа | 8 | 12 | Л2.1 | ||
Раздел 45. Повторение и систематизация пройденного материала: вид глагола. Употребление совершенного – несовершенного ви-да в речи/в тексте. Вид глагола в сложноподчиненном предложении со значением времени | ||||||
45.1. | Лабораторные | 8 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 | ||
45.2. | Сам. работа | 8 | 12 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4 | ||
Раздел 46. Выражение отрицания в речи: грамматические и синтаксические способы выражения. Частица НЕ. Экспрессивные средства выражения отрицания в разговорной речи. Использование отрицательных местоимений и наречий. | ||||||
46.1. | Лабораторные | 8 | 2 | Л2.6 | ||
46.2. | Сам. работа | 8 | 12 | Л2.6 | ||
Раздел 47. Стилистические ошибки в тексте. Задания на исправление ошибок. Причастный оборот. Случаи неправильного употребления причастного оборота: с союзом и, с союзом который, несогласованное употребление причастного оборота, обязательное согласование его по форме с определяемым словом, порядок слов (неразрывность причастного оборота) и пр. | ||||||
47.1. | Лабораторные | 8 | 2 | Л2.1, Л2.3 | ||
47.2. | Сам. работа | 8 | 12 | Л2.3 | ||
Раздел 48. Повторение, обобщение и классификация изученного материала. Трудные вопросы русской грамматики | ||||||
48.1. | Лабораторные | 8 | 8 | Л2.1, Л2.3, Л2.2 | ||
48.2. | Сам. работа | 8 | 10 | Л2.1, Л2.3, Л2.2 | ||
48.3. | Экзамен | 8 | 27 | ОПК-2, ОПК-6, ОПК-17, ОПК-18 | Л2.1, Л2.3, Л2.6, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Краткие требования. Требования в сфере повседневного общения. Элементарный, базовый, первый сертификационный уровни. При решении определенных коммуникативных задач учащийся должен уметь вербально реализовать следующие интенции: − вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться или представлять другого человека, здороваться, прощаться, обращаться к кому-либо, благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и извинения, поздравлять; привлекать внимание, просить повторить; переспрашивать; напоминать; завершать беседу; − запрашивать и сообщать информацию: задавать вопрос или сообщать о факте или событии, лице, предмете, о наличии или отсутствии лица или предмета, о количестве, качестве, принадлежности предметов, о действии, времени, месте, причине и цели действия или события; о возможности, необходимости, вероятности, невозможности действия; − выражать намерение, желание, просьбу, требование, пожелание, совет, предложение, приглашение, согласие и несогласие, отказ, разрешение, запрещение, обещание, неуверенность, сомнение; − выражать свое отношение: давать оценку лицу, предмету, факту, событию, поступку; выражать предпочтение, осуждение, удивление, сочувствие, сожаление. Требования к речевым умениям: АУДИРОВАНИЕ (восприятие текста на слух): Учащийся должен уметь понять на слух тему и главную информацию, содержащуюся в тексте; ЧТЕНИЕ: Учащийся должен уметь читать текст и понять его общее содержание; определять тему текста; понять с достаточной полнотой и точностью основную информацию, содержащуюся в тексте. ПИСЬМО: Учащийся должен уметь строить письменный текст по изученной теме в соответствии с опорой на вопросы; уметь высказать свое мнение по поводу прочитанного текста. ГОВОРЕНИЕ: Учащийся должен уметь самостоятельно составлять связные, логичные высказывания по изученной тематике; строить высказывание на основе прослушанного или прочитанного текста различного содержания; поддерживать беседу на какую-то тему; отвечать на вопросы преподавателя. Теоретические вопросы к экзамену (7 семестр): 1. Формы глагола: причастие. Действительное и страдательное причастие. Приведите примеры. 2. Формы глагола: деепричастие. Деепричастие настоящего и прошедшего времени. Приведите примеры. 3. Краткое причастие: как употребляется? Что выражает? Краткое страдательное причастие: когда употребляется? Что выражает? Приведите примеры. 4. В предложении: причастный оборот. Какое значение он выражает? Как согласуется с существительным по роду, числу, падежу. Приведите пример. 5. В предложении: деепричастный оборот. Какое значение он выражает? При ведите примеры: значение времени, причины, условия. 6. Синтаксис: уступительные предложения. Какое значение они выражают? Союзы хотя, несмотря на то что, предлог несмотря на. Приведите примеры. 7. Синтаксис: семантическое различие союзов если и если бы. Что выражает союз если? Что выражает союз если бы? Приведите примеры. 8. Частицы как средство выражения дополнительного значения в предложении: - усилительные частицы, - выделительные частицы, - частицы неполной уверенности, - частицы причинности. Приведите примеры. 9. Синтаксические конструкции: Как не пойти! (Как + не + инфинитив!) Не идти же пешком! (Не + инфинитив + же + другие слова) Нет бы приехать пораньше! (Нет бы + инфинитив!) Хоть уезжай отсюда! (Хоть + что делай/ сделай + другие слова!) Мне ли с ним спорить! (Кому? (дат.падеж) + ли + что делать/сделать!) Какое значение они выражают? Приведите примеры. 10. Синтаксические конструкции: выражение оценки и характеристики. - Вот это мастер! Вот это + сущ. (глагол)! - Тоже мне город! Тоже + кому? + сущ. (глагол)! - Какой это концерт! Какой(-ая, ое, ие) + это + существительное! - Город как город… Сущ. + как + сущ…. Какое значение они выражают? Приведите примеры. 11. Устойчивые выражения хоть убей, хоть волком вой, хоть плачь, хоть умри, хоть отбавляй, хоть шаром покати. Какое значение они выражают? Приведите примеры. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
ФОС по дисциплине находится в Приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложении и хранится на кафедре |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под ред. Константинова Л. А. | Грамматика русского языка: учебное пособие для студентов-иностранцев : учебное пособие | М.: Флинта, 2011 // ЭБС «Университетская библиотека он-лайн», 2012., 2011 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Гуревич В.В. | Глагольный вид в русском языке: значение и употребление. Учебное пособие: учебное пособие | М.: Флинта // ЭБС «Университетская библиотека он-лайн», 2012 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н. И. Бондарь, С. А. Лутин | Как спросить? Как сказать?: пособие по развитию речи для изучающих рус. яз. как иностранный | М.: Русский язык. Курсы, 2006 | |
Л2.2 | Глазунова О.И. | Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Синтаксис. Ч.2.: | СПб.: "Златоуст", 2011 | |
Л2.3 | В. Е. Антонова, М. М. Нахабина, А. А. Толстых | Дорога в Россию: учеб. рус. яз.( второй уровень): [в 2 т.] : учебник | СПб.: Златоуст. Т. 1., 2009 | |
Л2.4 | Барсукова-Сергеева О.М. | Знакомые глаголы: пособие по лексике: учебное пособие | М.: Флинта, 2016 // ЭБС «Лань», 2016 | e.lanbook.com |
Л2.5 | В. Е. Антонова, М. М. Нахабина, А. А. Толстых | Дорога в Россию: учеб. рус. яз.( второй уровень): [в 2 т.]: учебник | СПб.: Златоуст. Т. 2., 2009 | |
Л2.6 | Глазунова О.И. | Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Синтаксис: | С.-Пб.: "З)латоуст", 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.ruspeach.com - Русский для иностранцев | www.ruspeach.com | ||
Э2 | Лингвострановедческий словарь Россия | ls.pushkininstitute.ru | ||
Э3 | Учим русский онлайн | pushkininstitute.ru | ||
Э4 | Онлайн-тесты по РКИ | www.mgu-russian.com | ||
Э5 | Тест на определение уровня владения русским языком | studyinrussia.ru | ||
Э6 | Тренировочные тесты | russian-test.com | ||
Э7 | Тесты по русскому языку | testru.info | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
не предусмотрено | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не предусмотрено |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Методические рекомендации: Цель учебной дисциплины: Продвинутый этап обучения РКИ совпадает с периодом обучения иностранных студентов на 3-4 курсах. Основными целями обучения РКИ на данном этапе являются: - расширение и углубление знаний русского языка в области учебно-профессиональной и научной сферах общения; - расширенное изучение синтаксиса научного текста; - расширенное изучение теории научного текста; - формирование навыков использование различных речевых стратегий и тактик; - дальнейшее развитие и совершенствование языковых навыков, используемых в учебно-профессиональной и научной сферах общения. На данном этапе обучения возрастает роль самостоятельной работы студентов, предполагающая подготовку к сообщению, докладу по определенной, наиболее актуальной для студентов, теме, обзору прочитанной научной литературы, рецензированию текстов различной сложности и т.д. На данном этапе ставятся следующие задачи: - совершенствовать грамматическую и лингвистическую компетенцию (систематизация и обобщение языкового материала с целью использования его в виде письменных или устных текстов в ситуациях учебно-профессиональной и научной сфер общения; - совершенствовать дискурсивную компетенцию (умение репродуцировать и продуцировать тексты монологического и диалогического характера в ситуациях учебно-профессиональной и научной сфер общения; - совершенствовать социальную компетенцию (умение понимать основные социально-поведенческие характеристики собеседников, реализовать свои коммуникативные намерения адекватно своему социальному статусу в ситуациях учебно-профессиональной и научных сфер общения); - сформировать социо-лингвистическую компетенцию (умение пользоваться различными речевыми стратегиями и тактиками, используемыми в учебно-профессиональной и научной сферах общения). Содержание теоретического раздела курса Словообразование - имен существительных- названий абстрактных понятий, - отглагольных существительных, - сложных имен существительных; - сложных имен прилагательных. Морфология Имя существительное: употребление абстрактных существительных, род абстрактных существительных, собирательные существительные, значение числа существительного в научном стиле. Имя прилагательное: полные и краткие прилагательные. Управление полных и кратких прилагательных. Предикативные прилагательные. Степени сравнения прилагательных. Терминологическое значение прилагательных. Местоимение: особенности значений местоимений в научном стиле. Глагол: виды глагола, употребление видовых форм в научном стиле. Залог глагола, возвратные глаголы. Глагольное управление. Переходные/непереходные глаголы. Причастие: употребление причастия в научном стиле, полные и краткие причастия, причастный оборот. Деепричастие: деепричастие в научном стиле, деепричастный оборот. Служебные части речи. Предлоги, сложные предложные обороты. Союзы: сложные союзы со значением причины, следствия, цели и др. Синтаксис Функционально-стилистическое употребление грамматических и лексических единиц в научном тексте. Выражение различных типов отношений в научном тексте. Выражение субъектно-предикативных отношений: - конструкции с собирательными существительными в роли субъекта; - конструкции с субстантивированным прилагательным, причастием и словосочетанием в роли субъекта, в том числе с местоимением, распространенным придаточным предложением; - конструкции с глаголами-связками и глагольными сочетаниями в роли связок (при выражении квалификации); - обобщенно-личные предложения в научном стиле; - многочленные конструкции именного и глагольного типа (Данный вопрос должен был бы быть освещен полнее.). Выражение объектных отношений: - конструкции с объектом действия при переходных и непереходных глаголах и отглагольных существительных, случаи несовпадения глагольного и именного управления (интересоваться проблемой – интерес к проблеме), управления одиночного глагола и глагольно-именного сочетания (поддерживать что – оказать поддержку чему); - словосочетания с цепочкой существительных в форме родительного падежа (осуществление программы освоения космоса); - глаголы, присоединяющие несколько объектов (внедрить автоматику в производство); - конструкции с незакрепленными объектными связями (утверждать на основании фактов, использовать пластмассу вместо металла, выступать в роли оппонента и др.); - сложное предложение с союзами что и чтобы и соотносительными словами; - сложное предложение с союзными словами и словосочетаниями в роли союзов (Неясно, на каком основании); - сложное предложение с союзом ли (Неясно, давно ли произошел). Выражение определительных отношений: - конструкции с определением, выраженным словосочетанием (специалист высокой квалификации), предложно-падежным сочетанием; - конструкции с инфинитивом в роли определения (обладать способностью использовать); - синонимичность конструкций (принять решение построить – принять решение о строительстве); - сложное предложение с придаточными определительными, присоединяемыми союзными словами который, где, когда, откуда и др.; - конструкции с необособленным и обособленным оборотом с прилагательным. Выражение обстоятельственных отношений: а) пространственных: сложное предложение с придаточной частью с союзными словами где, куда, откуда и соотносительными наречиями; б) временных: сложные предложения с составными союзами (в то время как, до того как, прежде чем, после того как, как только, лишь только, до тех пор пока не, с тех пор как); в) условных: - конструкции с сочетаниями в зависимости от, независимо от, в случае; синонимичность этих конструкций придаточным (независимо от давления – независимо от того, каким будет давление); - сложное предложение с союзами если и когда, употребление соотносительных слов в сочетаниях типа если, то; если, следовательно; если…, значит; в том случае, если; - конструкции с предлогом с и сочетанием по мере в условно-сопоставительном значении; сложное предложение с союзом по мере того как в условно-сопоставительном значении; синонимичность данных конструкции; - сложное предложение с союзом чем и соотносительным словом тем в условно-сопоставительном значении; г) причинно-следственных: - сложное предложение с союзами так как, поскольку, ибо; - конструкции с предлогами благодаря, из-за, от и сложное предложение с союзами благодаря тому что, из-за того что, оттого что; - бессоюзное сложное предложение со значением причины и следствия, синонимичность его сложноподчиненным предложениям; - конструкции с сочетаниями по причине, по случаю, по поводу, за неимением, за отсутствием, за недостатком; д) целевых: - конструкции с сочетаниями в целях, с целью, в интересах, в честь, в знак, во имя со значением цели; - сложное предложение с союзом (для того, с тем) чтобы; синонимичность конструкций типа: использовать…, чтобы – использовать для… - использовать с целью…; е) уступительных: - конструкции с сочетаниями несмотря на и сложные предложения со значением уступки с союзами несмотря на то что и хотя; слова на самом деле, в действительности, всё-таки, тем не менее, но, однако в главной части предложения с союзом хотя; - конструкции с сочетаниями при всем, при всей, при всех (достоинство, недостаток, преимущество и др.) в уступительном значении; - сложное предложение с союзами между тем как, тогда как, в то время как в значении уступки; - конструкции с деепричастиями со значениями уступки; их синонимичность сложным предложениям; ж) образа действия, меры и степени: - конструкции с существительными методом, способом, путем, посредством и сочетаниями с помощью, при помощи; условия замены данных конструкций творительным падежом без предлога; - конструкции с существительным в форме дательного падежа с предлогом по, творительного падежа с предлогом под (студент работает под руководством профессора по утвержденном плану) и сочетаниями в соответствии, согласно, на основе; - сложное предложение с союзами что и чтобы и соотносительными словами (не) так, (не) такой, (не) настолько, (не) до такой степени, (не) достаточно, слишком при выражении образа действия и степени признака. Средства связи внутри предложения и между предложениям (в сложном синтаксическом целом). Между однородными членами предложения и частями предложений: - простое и сложное предложение с союзами и (всё же, все-таки); и…, и…; ни…, ни…; - простое и сложное предложение с союзами как…, так и; не только…, но и; а между тем, однако; - простое и сложное предложение с союзом либо…, либо; то…, то; - сложное предложение с присоединительными словами (и) причем, (и) притом, и это, что тем самым, и этим самым, (и) кроме того, к тому же, тем более что и простое предложение со словами кроме, помимо; - предложение с союзной связью – пояснением: то есть, или, (а) именно, как-то; - предложение со словами и словосочетаниями в функции союзов в значении уточнения (например, в частности, особенно, главным образом); - предложение со словами, словосочетаниями и предложениями, комментирующими высказывание (вводные и вставные конструкции); - сложное предложение усложненного типа; - сложное предложение с несколькими придаточными, относящимися к одной главной части (сочинение однородное и неоднородное); - сложное предложение с несколькими придаточными частями, каждая из которых является придаточной по отношению к предыдущей (последовательное подчинение); - сложное предложение с несколькими придаточными с соподчинением и последовательным подчинением; - сложное предложение с придаточной частью, включающей причастный и деепричастный обороты, вводные слова или однородные члены предложения; - сложное предложение с включением одной из придаточных частей в главную или другую придаточную часть (характерные стечения союзов: что если, что хотя, что когда, так как если, так как чтобы, так как хотя, так как когда); - сложное синтаксическое целое, в котором отдельные предложения соединены в тексте при помощи; а) союзов, частиц, вводных и модальных слов (тоже, также, ведь и др.); б) анафорических местоимений, местоименных наречий и предложно- местоименных сочетаний, выступающих в роли союзов; в) прилагательных и причастий, указывающих на связь с предыдущим и последующим текстом (вышеупомянутый, указанный, последний, рассматриваемый, анализируемый и др.); г) полнозначных слов в роли прямых и варьируемых повторов, синонимов и антонимов, компонентов анафорических словосочетаний, компонентов семантических полей (при отсутствии формальных связочных средств); д) (риторических) вопросов; е) обобщенно-личных предложений, используемых в качестве средства межфразовых связей /синтаксический параллелизм/ (возьмем; выясним). Трансформация синтаксических единиц различных видов и уровней, в том числе трансформация текста. Правила трансформации. Речевые формулы жанра научной дискуссии, защиты дипломной работы. Содержание практического раздела курса Обучение чтению направлено на дальнейшее развитие и совершенствование умений: - изучающего, ознакомительного и просмотрового (просмотрово-ознакомительного, ознакомительно-реферативного) чтения научных текстов; - смыслового членения и анализа текстов различных объемов; - извлечения основной и целевой информации по теме; - подбора основной и целевой информации для обобщения информативного материала; - техники беглого чтения научных текстов. Обучение говорению направлено на совершенствование умений: -продуцировать собственный текст (монолог-воспроизведение, монолог-сообщение) с опорой на текстовые материалы; - обобщать информативный материал на основе прочитанных/прослушанных текстов; - продуцировать фрагмент публичного выступления (доклад с включением оценочного элемента); - ведение подготовленной и неподготовленной дискуссии с заданной коммуникативной установкой; - отстаивать собственную точку зрения с привлечением дополнительных аргументов; - опровергать точку зрения собеседника. Обучение аудированию направлено на совершенствование умений: - целевого извлечения информации из прослушанных текстов; - вычленения новой информации при наложении текстов; - комбинирования информативного материала прослушанных текстов; - восприятия монологических и диалогических текстов (включая обсуждение и дискуссию) и целевого извлечения информации с непосредственной и отсроченной вербальной реакцией (в рамках потребностей реальной коммуникации). Обучение письму направлено на совершенствование умений: - смыслового анализа текста как вопросно-ответного единства (постановка вопроса к предложению, абзацу, фрагменту текста, тексту); - структурного анализа текста (развертывание суждений в абзац и связь абзацев в тексте); - смыслового членения текста (составление плана различных видов); - воспроизведение информативного содержания текста (изложение содержания без перемены формы); - составление текста по аналогии; - тематического и проблемного описания текста (изложение содержания текста с переменой формы); - сжатия текста (свертывание информации текста); - тезирования (свертывания текста с переменой формы); - развертывания текста (составление текста на базе дополнительных текстов); - комбинирования информативного материала (составление реферата по изученному материалу); - комментирования текстов (составление письменного монологического высказывания с включением оценочной части, критического обзора нескольких источников); - стилевой информации; - рецензирование (передача информативного содержания текста-источника с оценкой позиции автора текста); - самостоятельного письменного высказывания на уровне реальной коммуникации (фрагменты статьи, аннотация, сочинение на проблемную тему с включением рассуждения в оценочной части). ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самостоятельная работа проводится в аудитории и вне аудитории. Самостоятельная работа в аудитории проходит в присутствии преподавателя, планируется, направляется и контролируется им непосредственно. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы вне аудитории, являются средством закрепления пройденного материала и базой для последующей работы в аудитории. Самостоятельная внеаудиторная работа включает в себя: выполнение письменных домашних заданий в тетради, раздаточных материалов, формируемых преподавателем к занятию в зависимости от конкретных результатов работы студента; чтение текстов в учебных пособиях; просмотр фильмов и публицистических передач на русском языке. Детальный план учебного процесса отражает взаимосвязь занятий: практических занятий с преподавателем (аудиторных), без преподавателя (внеурочных, домашних занятий) как дополняющих компонентов единого учебного процесса. ТЕКУЩИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль текущей успеваемости осуществляется на каждом занятии в виде проверки домашнего задания, упражнений по проверке пройденного материала. Рубежный контроль осуществляется в виде ежемесячной аттестации на четвертой, восьмой, двенадцатой, шестнадцатой неделях с начала занятий в семестре. Студент должен выполнить в полном объеме все запланированные задания (на занятиях, домашние задания, тесты рубежного контроля). В конце семестра увеличивается объем домашнего задания: составление устных тем для устного рассказа, написание сочинений, необходимых для допуска к зачету /экзамену. |