МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационные технологии в химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильКвантовые технологии, компьютерный наноинжиниринг и физикохимия материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_Химия-1-2020 - кт
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат хим. наук, доцент, Щербакова Людмила Владимировна

Рецензент(ы):
доктор хим. наук, профессор, Смагин В.П.

Рабочая программа дисциплины
Инновационные технологии в химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №655)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, доктор хим. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование профессиональных компетенций и навыков будущего магистра в одном из важнейших направлений химической науки - химическом анализе;
- формирование представление о современном состоянии и тенденциях развития и совершенствования уже известных методов химического анализа;
способствовать формированию целостности химических знаний как главное условие развития и саморазвития теоретических и практических квалификационных навыков магистров;
- способствовать формированию системы взглядов и шкалы ценностей, характерных для исследователя, а не просто грамотного исполнителя;
- воспитывать стремление расширять свой научный и политехнический кругозор, понимая перспективы развития химической науки

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные закономерности формирования химического состава природных экосистем; формулировать основные законы, термины эко-аналитической химии;
- характеристики средств измерений параметров природной среды и современные разработки в области химического анализа сложных природных объектов;
- основы современных методических разработок (руководящих документов РД, методических указаний МУ в области санитарно-гигиенического контроля природных объектов) и передовых достижений в области эко-аналитического контроля;
- основы аналитической химии токсичных веществ, стандартные методы количественного анализа сложных природных объектов;
- специфику концентрирования, разделения и определения приоритетных загрязнителей в атмосферном воздухе, водоемах (водотоках) и биогеоценозах.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выбрать методы и средства измерений параметров окружающей среды с целью оценки качества и контроля;
- оценить оптимальное количество аналитических образцов, разрабатывать оптимальную для представительного оценивания схему анализа вредных химических веществ в различных природных объектах;
- правильно оценивать результаты анализа контрольных параметров природной среды и содержаний токсичных веществ в экосистемах для последующего прогноза;
- разрабатывать элементы химико-аналитических систем аналитического контроля;
- использовать стандартные методики анализа для выполнения экспертных задач эко-аналитического контроля природных объектов;
- принципы и методы выполнения комплекса методик анализа токсичных веществ в воздухе, воде и консервативных объектах экосистем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами регистрации и обработки результатов химических экспериментов; на основе современных теоретических представлений о качественном и количественном анализе, методами разделения, концентрирования, определения химических веществ, практическими навыками аналитических процедур исследования природных и технических объектов на содержание неорганических и органических веществ, правильно и достоверно оценкой результатов анализа (ПСК).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория и практика пробоотбора и пробоподготовки
1.1. Современные подходы к практике пробоотбора и пробоподготовки различныз материалов Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. Создание новых технологий разделения, концентрирования, разделения и определения веществ с применением современных материалов. Проблемы подготовки образцов к анализу в геологии, экологии, медицине, технике. Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.3. Разработка стандартных образцов различного назначения. Проблемы создания чистых реагентов и материалов аналитического применения. Сам. работа 1 6 ОПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.4. Разработка стандартных образцов различного назначения. Проблемы создания чистых реагентов и материалов аналитического применения. Сам. работа 1 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.5. Метрологические проблемы новых информационных технологий в аналитической химии. Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.6. Проблемы анализа нано-объектов в супрамолекулярной химии. Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.7. Проблемы применения математических методов в анализе и достоверность получаемой информации об объекте исследования. Сам. работа 1 8 ОПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.8. Экстракция неорганических форм ртути с помощью системы вода-антипирин-сульфосалициловая кислота из биологического образца с последующим вольтамперометрическим определением. Лабораторные 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.9. Приготовление аналитического образца к анализу экстракционным методом. Атомно-абсорбционное определение меди(II) в экстракте(реэкстракте) реального природного объекта. Лабораторные 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.10. Решение задач по теме Сам. работа 1 8 ОПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Хроматографические методы анализа
2.1. Хроматографические методы анализа, классификация современных видов. Проблемы и пути решения Лекции 1 1 ОПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.2. Высокоэффиктивная жидкостная хроматография. Применение в фармации, медицине, космитологии. Лекции 1 1 ОПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.3. Проблемы современных хроматографических систем. Детектирование АС и совершенствование систем детектирования и обработки. Сам. работа 1 8 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.4. Основы теории и практики хроматографии. Сам. работа 1 8 ОПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.5. Вольтамперометрическое определение тяжёлых металлов в лекарственных препаратах Лабораторные 1 4 ОПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.6. Разделение аминокислот методом тонкослойной хроматографии Лабораторные 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.7. Определение примесей в лекарственных препаратах методом тонкослойной хроматографии. Оценка чистоты лекарственного препарата «Пикамилон». Разделение смесей аминокислот методом тонкослойной хроматографии. Лабораторные 1 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.8. Высокоэффиктивная жидкостная хроматография. Применение в фармации, медицине, космитологии. Сам. работа 1 8 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.9. Решение задач по теме Сам. работа 1 8 ОПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Методы атомной оптической спектрометрии
3.1. Атомная спектрометрия. Анализ форм элементов. Проблемы и решения. Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.2. Современный образ эмиссионного спектрометра. Роль комбинированных методов в развитии эмиссионного метода. Эмиссионный стехиометр в анализе катализаторов. Проблемы и решения. Лабораторные 1 4 ОПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.3. Определение ионов цинка в косметических средствах Лабораторные 1 2 ОПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.4. Основы теории и практики методов атомной спектрометрии. Сам. работа 1 8 ОПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.5. Решение задач по теме Сам. работа 1 8 ОПК-1 Л1.1, Л3.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлено в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.Г.Зенкевич и др. под ред. Л.Н.Москвина. Аналитическая химия в 3-х томах. Т.1 Методы идентификации и определения веществ. -575с. Т.2 Методы разделения веществ и гибридные методы анализа. -300 с. Т.3 Химический анализ. -365 с.: учебник для студентов высших учебных заведений/И.Г.Зенкевич и др. под ред. Л.Н.Москвина.- М.: Издательский центр «Академия».- 2008: учебник для студентов высших учебных заведений М.: Издательский центр «Академия»., 2008
Л1.2 Васильев В.П. Аналитическая химия: Учебник для вузов М.:Дрофа, 2004
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Б.Алесковский, В.В.Бардин, М.И.Булатов и др. Физико-химические методы анализа. Практическое руководство: Учебное пособие для вузов: Учебное пособие для вузов -Л.:Химия, 1988
Л2.2 Ю.Г.Власов, Ю.А.Золотов, Л.Н.Москвин и др. Новый справочник химика и технолога. Аналитическая химия. Ч.II.: Справочник по аналитической химии и технологии С.-Пб.:НПО"Профессионал", 2003, 2007.
Л2.3 Ю.Г.Власов, Ю.А.Золотов, Л.Н.Москвин и др. Новый справочник химика и технолога. Аналитическая химия. Ч. III.: Справочник по аналитической химии и технологии С.-Пб.:НПО"Профессионал", 2004,2007.
Л2.4 Ю.Г.Власов, Ю.А.Золотов, Л.Н.Москвин и др. Новый справочник химика и технолога. Аналитическая химия. Ч.I. : Справочник по аналитической химии и технологии С.-Пб.: НПО"Профессионал", 2002,2007
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 С.В.Темерев Анализ воды и экосистем: Лабораторный практикум для студентов 4-го курса химического факультета Алт.гос.университета, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
Э2 http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
Э3 http://www.gpntb.ru ГПНТБ Государственная публичная научно-техническая библиотека
Э4 http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
Э5 http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
Э6 http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
Э7 http://www.chem.msu.su Электронная библиотека на сервере химфака МГУ
Э8 http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ
Э9 http://www.kge.msu.ru Библиотеки химической литературы
Э10 http://www.lib.asu.ru Электронная библиотека зарубежных изданий
Э11 http://www.chem.asu.ru Электронная библиотека/неорганич. химия
Э12 http://www.chem.port.ru/
Э13 http://www.ars.org/portalchemistry/
Э14 http://www.pstlib.nsc.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
509К лаборатория электрохимических методов анализа - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт. компьютер: марка Benq - 1 единица; монитор Benq; раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): шкаф вытяжной, иономеры, рН-метры электронные, электроды, кондуктометры, миллиамперметр, титраторы кулонометрические, потенциометрические титраторы, универсальная полярографическая установка «Экотест», комплекс исследовательский «Экотест-ВА-НИР», полярограф ПУ, набор ареометров, пикнометры, электроплитки, наборы химической посуды, наборы химических реактивов, пробки стеклянные; пробки резиновые, пробки корковые, спиртовые горелки, водяная баня, песочная баня, магнитные мешалки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В приложениии