Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Имиджевый дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_04_ПО_ИмДиз-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Нехвядович Лариса Ивановна
1.1. | Формирование и развитие у студентов целостной системы базовых научных знаний от общепсихологических закономерностях психической деятельности, основных категориях, фундаментальных теориях и концепциях, основных методов психологической науки. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4 |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
ОПК-3 | Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов |
ОПК-6 | Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - теоретические, методологические основания различных подходов в мировой и отечественной психологической науке к изучению, осмыслению и интерпретации различных проявлений психики человека, в том числе - пониманию современной научной картины мира в системе наук о человеке; - психические явления, категории, понятия, методы изучения и анализа закономерностей становления и развития психики, научные направления в психологической науке; - методы и результаты классических и современных исследований психических процессов, состояний и свойств. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - устанавливать связи между теоретическим и эмпирическим уровнями познания психической активности человека; - осмысливать и применять общепсихологические знания о когнитивной, эмоциональной, мотивационной, рефлексивной, оценочно-притязательной, интерактивной (поведенческой) сферах личности при постановке и разрешении профессиональных задач в области педагогической деятельности; -применять знания о системе социально-психологических категорий и методов для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики - организовывать, осуществлять и анализировать собственную активность (рефлексивность) в области профессионального самосовершенствования, выбор адекватных траекторий профессионального саморазвития. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - основами профессионального психологического мышления анализа различного рода психологических ситуаций с позиций общей психологии; - информацией об актуальных проблемах и современном состоянии общепсихологических исследований психического мира человека; - методами организации, проведения научно-исследовательской, педагогической, профилактической работой с общепсихологических позиций; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в общую психологию. | ||||||
1.1. | Становление предмета научной психологии.Структура общей психологии, место психологии в системе наук, связь психологии с другими науками. Проблема метода в психологии и методы современной психологии | Лекции | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Сравнительный анализ содержательного развития психологических школ Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева.Анализ российских психологических школ | Сам. работа | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Подобрать и проанализировать примеры психологических фактов и психических явлений в жизни человека | Сам. работа | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Мозг и психика. Мозговая организация психики | Лекции | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
1.5. | Психические процессы. Общая характеристика сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, регуляционных психических процессов. | Сам. работа | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
1.6. | Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация анализаторов и ощущений. Экстрацептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и "неспецифические" ощущения. | Сам. работа | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
1.7. | Восприятие пространства. Признаки восприятия удаленности и глубины. Механизмы стереозрения. Восприятие реального движения. Теории восприятия стабильности видимого мира. Определение и виды константности восприятия. | Сам. работа | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
1.8. | Психология деятельности. Общее понятие о психологической деятельности. Структура психологической деятельности, анализ ведущих понятий (А.Н. Леонтьев) | Сам. работа | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
1.9. | Особенности понимания психической деятельности в трудах русских физиологов | Сам. работа | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
1.10. | Сознание как высшая форма психики человека. Сознание как функциональная система Состояния сознания.Сознательное и бессознательное. | Лекции | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
1.11. | Самосознание человека. Психологический анализ «Я-концепции». | Сам. работа | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
1.12. | Психология мотивации, эмоций, воли | Лекции | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
1.13. | Понятие потребности. Теория базовых потребностей А.Маслоу. Проблема классификации потребностей. | Сам. работа | 2 | 4 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
1.14. | Физиология и психология эмоций. Периферическая теория Джемса-Ланге и ее экспериментальная критика. Роль когнитивной оценки в возникновении эмоциональных состояний. Эмоции в регуляции деятельности. Соотношений эмоций, мотивации и личностного смысла. Аффекты, их психологическая характеристика. | Практические | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
1.15. | Эмоции в общении. Привязанность. Эмпатия. Любовь.Положительные эмоциональные состояния. Пиковые переживания. Состояние потока. Развитие эмоциональной сферы. Позитивная психология. | Сам. работа | 2 | 4 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
1.16. | Темперамент, характер, способности | Лекции | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
1.17. | Теории темпераментов и типы высшей нервной деятельности. Темперамент человека в концепции Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина. Психологические теории темперамента Г. Айзенка, В.М. Русалова, Я. Стреляу. Роль темперамента в психическом развитии. Темперамент и проблема саморегуляции. | Сам. работа | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
1.18. | Анализ психологических категорий и их взаимоотношений: индивид, личность, индивидуальность.Место характера в общей структуре личности. | Сам. работа | 2 | 3 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
1.19. | Мышление и память. Общее представление о мышлении. Мышление. Мышление как высший уровень познавательных процессов.Общее представление о памяти. Основные подходы к ее изучению и теории. Развитие памяти. Определение памяти. Краткая история развития представлений о памяти. | Сам. работа | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
1.20. | Язык и речь: основные единицы языка. Речь и язык. Развитие речи в онтогенезе. Формирование речевого высказывания. Восприятие и понимание речи. | Сам. работа | 2 | 4 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 2. Социальная психология как научная дисциплина | ||||||
2.1. | Предмет социальной психологии. История формирования социально-психологических идей | Практические | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
2.2. | Бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм как направления экспериментальной ориентации в социальной психологии в начале ХХ века | Сам. работа | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
2.3. | Общение в системе межличностных и общественных отношений. Вербальная и невербальная коммуникация. Кросскультурные различия. | Сам. работа | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
2.4. | Общение как взаимодействие | Сам. работа | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
2.5. | Характеристика составляющих процесса коммуникации в контексте убеждающего воздействия | Сам. работа | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
2.6. | Понятие интеракции.Содержание, стили, позиции, типы, уровни, сценарии, механизмы, динамика. | Сам. работа | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
2.7. | Общение как межличностная перцепция. Структура межличностной перцепции. Механизмы и содержание межличностного восприятия. | Сам. работа | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
2.8. | Социальная психология групп и межгрупповых отношений | Лекции | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
2.9. | Большие социальные группы | Сам. работа | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
2.10. | Особенности социально-психологического исследования стихийных групп, классов и этносов. | Сам. работа | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
2.11. | Малые социальные группы | Сам. работа | 2 | 6 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
2.12. | Современное понимание малой социальной группы. Отечественные и зарубежные подходы к исследованию малой группы.Динамические процессы в малой группе. | Сам. работа | 2 | 6 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
2.13. | Современное понимание малой социальной группы. Отечественные и зарубежные подходы к исследованию малой группы.Динамические процессы в малой группе. | Сам. работа | 2 | 6 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
2.14. | Специфика социально-психологической проблематики исследования личности | Сам. работа | 2 | 2 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
2.15. | Концепция личности в социальной психологии. Социально-психологические характеристики личности. | Сам. работа | 2 | 5 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
2.16. | Понятие социализации личности. Содержание процесса социализации. Сферы, этапы, институты социализации. | Сам. работа | 2 | 6 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.4, Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
2.17. | Личность в группе. Эффективность деятельности личности. | Сам. работа | 2 | 6 | УК-3, ОПК-3, ОПК-6 | Л1.5, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под ред. Сосновского Б.А. | ПСИХОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. | ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Иванников В.А. | ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.4 | Бендас Т. В., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Трифонова Е. А. | Социальная психология: учебник : | Иэд-во: Оренбургский государственный университет , 2015 | Электронный ресурс Университетская библиотека Online http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364892&sr=1 |
Л1.5 | Немов Р. С. | ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Рамендик Д. М. | ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Немов Р.С. | ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 1. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Немов Р.С. | ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 4. РЕЧЬ. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Курс "Общая и социальная психология" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий. Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине. Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ. Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. |