МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая и социальная психология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильУправление в сфере культуры
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz51_03_01_УСК-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доцент, Пойдина Т.В.

Рецензент(ы):
д.иск, декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Общая и социальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нехвядович Лариса Ивановна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Нехвядович Лариса Ивановна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование и развитие у студентов целостной системы базовых научных знаний от общепсихологических закономерностях психической деятельности, основных категориях, фундаментальных теориях и концепциях, основных методов психологической науки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
- теоретические, методологические основания различных подходов в мировой и отечественной психологической науке к изучению, осмыслению и интерпретации различных проявлений психики человека, в том числе - пониманию современной научной картины мира в системе наук о человеке;
- психические явления, категории, понятия, методы изучения и анализа закономерностей становления и развития психики, научные направления в психологической науке;
- методы и результаты классических и современных исследований психических процессов, состояний и свойств.
3.2.Уметь:
3.2.1.
- устанавливать связи между теоретическим и эмпирическим уровнями познания психической активности человека;
- осмысливать и применять общепсихологические знания о когнитивной, эмоциональной, мотивационной, рефлексивной, оценочно-притязательной, интерактивной (поведенческой) сферах личности при постановке и разрешении профессиональных задач в области педагогической деятельности;
-применять знания о системе социально-психологических категорий и методов для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики
- организовывать, осуществлять и анализировать собственную активность (рефлексивность) в области профессионального самосовершенствования, выбор адекватных траекторий профессионального саморазвития.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
- основами профессионального психологического мышления анализа различного рода психологических ситуаций с позиций общей психологии;
- информацией об актуальных проблемах и современном состоянии общепсихологических исследований психического мира человека;
- методами организации, проведения научно-исследовательской, педагогической, профилактической работой с общепсихологических позиций;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в общую психологию.
1.1. Становление предмета научной психологии.Структура общей психологии, место психологии в системе наук, связь психологии с другими науками. Проблема метода в психологии и методы современной психологии Лекции 2 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.5
1.2. Сравнительный анализ содержательного развития психологических школ Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева.Анализ российских психологических школ Сам. работа 2 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.5
1.3. Подобрать и проанализировать примеры психологических фактов и психических явлений в жизни человека Сам. работа 2 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4, Л1.5
1.4. Мозг и психика. Мозговая организация психики Лекции 2 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
1.5. Психические процессы. Общая характеристика сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, регуляционных психических процессов. Сам. работа 2 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
1.6. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация анализаторов и ощущений. Экстрацептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и "неспецифические" ощущения. Сам. работа 2 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
1.7. Восприятие пространства. Признаки восприятия удаленности и глубины. Механизмы стереозрения. Восприятие реального движения. Теории восприятия стабильности видимого мира. Определение и виды константности восприятия. Сам. работа 2 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
1.8. Психология деятельности. Общее понятие о психологической деятельности. Структура психологической деятельности, анализ ведущих понятий (А.Н. Леонтьев) Сам. работа 2 2 УК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
1.9. Особенности понимания психической деятельности в трудах русских физиологов Сам. работа 2 2 УК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
1.10. Сознание как высшая форма психики человека. Сознание как функциональная система Состояния сознания.Сознательное и бессознательное. Лекции 2 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
1.11. Самосознание человека. Психологический анализ «Я-концепции». Сам. работа 2 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
1.12. Психология мотивации, эмоций, воли Лекции 2 2 УК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
1.13. Понятие потребности. Теория базовых потребностей А.Маслоу. Проблема классификации потребностей. Сам. работа 2 4 УК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
1.14. Физиология и психология эмоций. Периферическая теория Джемса-Ланге и ее экспериментальная критика. Роль когнитивной оценки в возникновении эмоциональных состояний. Эмоции в регуляции деятельности. Соотношений эмоций, мотивации и личностного смысла. Аффекты, их психологическая характеристика. Практические 2 2 УК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
1.15. Эмоции в общении. Привязанность. Эмпатия. Любовь.Положительные эмоциональные состояния. Пиковые переживания. Состояние потока. Развитие эмоциональной сферы. Позитивная психология. Сам. работа 2 4 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
1.16. Темперамент, характер, способности Лекции 2 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
1.17. Теории темпераментов и типы высшей нервной деятельности. Темперамент человека в концепции Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина. Психологические теории темперамента Г. Айзенка, В.М. Русалова, Я. Стреляу. Роль темперамента в психическом развитии. Темперамент и проблема саморегуляции. Сам. работа 2 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
1.18. Анализ психологических категорий и их взаимоотношений: индивид, личность, индивидуальность.Место характера в общей структуре личности. Сам. работа 2 3 УК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
1.19. Мышление и память. Общее представление о мышлении. Мышление. Мышление как высший уровень познавательных процессов.Общее представление о памяти. Основные подходы к ее изучению и теории. Развитие памяти. Определение памяти. Краткая история развития представлений о памяти. Сам. работа 2 2 УК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
1.20. Язык и речь: основные единицы языка. Речь и язык. Развитие речи в онтогенезе. Формирование речевого высказывания. Восприятие и понимание речи. Сам. работа 2 4 УК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
Раздел 2. Социальная психология как научная дисциплина
2.1. Предмет социальной психологии. История формирования социально-психологических идей Практические 2 2 УК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
2.2. Бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм как направления экспериментальной ориентации в социальной психологии в начале ХХ века Сам. работа 2 2 УК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
2.3. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Вербальная и невербальная коммуникация. Кросскультурные различия. Сам. работа 2 2 УК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
2.4. Общение как взаимодействие Сам. работа 2 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
2.5. Характеристика составляющих процесса коммуникации в контексте убеждающего воздействия Сам. работа 2 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
2.6. Понятие интеракции.Содержание, стили, позиции, типы, уровни, сценарии, механизмы, динамика. Сам. работа 2 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
2.7. Общение как межличностная перцепция. Структура межличностной перцепции. Механизмы и содержание межличностного восприятия. Сам. работа 2 2 УК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
2.8. Социальная психология групп и межгрупповых отношений Лекции 2 2 УК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
2.9. Большие социальные группы Сам. работа 2 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
2.10. Особенности социально-психологического исследования стихийных групп, классов и этносов. Сам. работа 2 2 УК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
2.11. Малые социальные группы Сам. работа 2 6 УК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
2.12. Современное понимание малой социальной группы. Отечественные и зарубежные подходы к исследованию малой группы.Динамические процессы в малой группе. Сам. работа 2 6 УК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
2.13. Современное понимание малой социальной группы. Отечественные и зарубежные подходы к исследованию малой группы.Динамические процессы в малой группе. Сам. работа 2 6 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
2.14. Специфика социально-психологической проблематики исследования личности Сам. работа 2 2 УК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
2.15. Концепция личности в социальной психологии. Социально-психологические характеристики личности. Сам. работа 2 5 УК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
2.16. Понятие социализации личности. Содержание процесса социализации. Сферы, этапы, институты социализации. Сам. работа 2 6 УК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4
2.17. Личность в группе. Эффективность деятельности личности. Сам. работа 2 6 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бендас Т. В., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Трифонова Е. А. Социальная психология: учебник : Иэд-во: Оренбургский государственный университет , 2015 Электронный ресурс Университетская библиотека Online http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364892&sr=1
Л1.2 Немов Р. С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/409995
Л1.3 Иванников В.А. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/2E78622A-9035-4720-A4A9-2071AEB50307
Л1.4 Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/DD8AF70A-93A8-4BEF-AB94-CD25D5840550
Л1.5 Под ред. Сосновского Б.А. ПСИХОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/0DAB78E8-B87B-4092-937B-B5D835062151
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 1. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/98900A5A-622C-452B-B59E-0261249CB30D
Л2.2 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 4. РЕЧЬ. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C2CAC416-7D34-42FD-82F9-A5E7DC9ACE1D
Л2.3 Рамендик Д. М. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/246A13BC-61FE-4449-B76C-94171D28E3E9
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Лань» https://e.lanbook.com/
Э2 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 Курс "Общая и социальная психология" в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4401
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.