МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Живопись

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма в индустрии моды
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный планv54_03_03_ДКвИМ-1-2020
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 297
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17,5 19,5 17 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 28 28 28 28 26 26 26 26 108 108
Сам. работа 44 44 80 80 82 82 91 91 297 297
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 108 108 144 144 432 432

Программу составил(и):
к.иск., доц., Гречнева Н. В.

Рецензент(ы):
к. иск., доц., Черняева И. В.

Рабочая программа дисциплины
Живопись

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство костюма и текстиля (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 г. № № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Живопись» является формирование методов, средств и приёмов при создании живописного художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве, и повышения профессиональных знаний и умений в академической живописи.
Задачи:
-изучить различные виды и техники живописи;
-изучить принципы гармонизации цвета в живописной композиции;
-научить использовать методы и приемы цвето-ритмической организации пространства;
-обучить понятиям: локальный цвет, цветовые отношения, колорит, цветовая гармония;
другие средства и закономерности живописи на основе натурных постановок.
-научить моделированию пространства и объема посредством цвета и тона;
-развить художественно-образное мышление и творческое воображение.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способность применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности
ПК-4 Способность формулировать цели и задачи художественного проекта, к выявлению приоритетов в решении задач с учетом эстетических, этических и иных аспектов деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
правила и приемы создания цветовой гармонии в живописном произведении; историю развития живописи, стилевые особенности, технику и технологию живописных работ, о декоративности и орнаментальности в живописи
3.2.Уметь:
3.2.1.изображать объемно-пространственную среду средствами академической живописи,последовательно вести работу над живописной композицией, составлять хроматические цветовые ряды, распознавать и составлять светлотные и хроматические контрасты; выполнять живописные этюды с использованием различных техник живописи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с натуры и по воображению, навыками передачи средствами живописи закономерностей создания цветового строя и световоздушной среды.
Имеет навыки творческой работы на пленэре; навыки работы различными живописными материалами для создания выразительных образов в учебных и творческих работах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тематический натюрморт с драпировками
1.1. Спектральный круг и цветовые гармонии Практические 1 1 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Теплохолодность в живописи Практические 1 1 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.3. Рефлексы в живописи Практические 1 4 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.4. Гризайль Практические 1 4 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.5. Учебный натюрморт в теплой гамме Практические 1 4 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.6. Учебный натюрморт в холодной гамме Практические 1 4 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.7. Учебный натюрморт с белым предметом Практические 1 4 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.8. Учебный натюрморт в контрастной цветовой гамме Практические 1 4 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.9. Живопись драпировки со встречно бегущими складками Практические 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.10. Приемы работы акварелью Сам. работа 1 18 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.11. Приемы работы гуашью Сам. работа 1 8 ПК-4
1.12. Приемы стилизации натюрморта Практические 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.13. Hатюрморты из простых предметов быта Сам. работа 1 18 ПК-4
1.14. Приемы работы гуашевыми красками Практические 2 1 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.15. Тематический натюрморт с введением двух - трёх драпировок разных по материальности Практические 2 4 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.16. Натюрморт, состоящий из букета цветов в стеклянной посуде и цветной драпировки Практические 2 4 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.17. Натюрморт, состоящий из букета осенних листьев, керамической посуды и яркой драпировки Практические 2 6 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.18. Натюрморт с введением в композицию драпировок с орнаментом Практические 2 2 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.19. Натюрморт с введением в композиции гипсовой головы и драпировок с орнаментом Практические 2 5 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.20. Этюды тканей в складках Практические 2 4 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.21. Этюды цветов, разных по цветовой гамме Сам. работа 2 12 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.22. Этюды осенних листьев и деревьев Сам. работа 2 28 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.23. Преобразование цветов и листьев в условно - плоскостную форму Сам. работа 2 28 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.24. Этюды драпировок с орнаментом Сам. работа 2 12 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.25. Тематический натюрморт с атрибутами искусства и гипсовой головой Венеры Практические 3 6 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.26. Сюжетно-тематический натюрморт "Чаепитие" Практические 3 6 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.27. Живопись головы человека (гризайль) Практические 3 4 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.28. Этюд головы натурщика на светлом фоне Практические 3 4 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.29. Этюд головы натурщика на темном фоне Практические 3 6 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.30. Преобразование натюрморта в условно - плоскостную форму Сам. работа 3 26 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.31. Преобразование драпировки с орнаментом в условно - декоративную форму Сам. работа 3 28 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.32. Этюды головы человека.Акварель Сам. работа 3 28 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.33. Зачет 3 0 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Живопись фигуры человека
2.1. Этюд женской головы на цветном фоне. Длительная постановка: женский портрет в головном уборе, на цветном фоне. Гуашь Практические 4 6 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.2. Этюд пожилого человека с плечевым поясом на темном фоне. Акварель. Практические 4 6 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.3. Поколенное изображение фигуры человека. Этюд фигуры натурщика на светлом фоне. Акварель. Практические 4 6 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.4. Преобразование гипсового слепка античной головы - реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь. Практические 4 8 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.5. Преобразование портрета в - реалистического изображения в условно - плоскостную форму Сам. работа 4 34 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.6. Этюды женской и мужской полуфигуры. Акварель. Гуашь. Сам. работа 4 34 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.7. Этюды женской и мужской фигуры. Акварель, гуашь. Сам. работа 4 23 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.8. Экзамен 4 27 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коробейников, В.Н. Академическая живопись: учебное пособие Кемерово : КемГИК, 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Зубова И. С., Семизорова Л. Б. Натюрморт в родственной, родственно-контрастной и контрастной цветовой гамме: Учебная литература для ВУЗов Архитектон, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бесчастнов Н. П. Цветная графика: учебное пособие Гум.издательский центр "Владос", 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Вишняков С.А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: учебное пособие по культуроведению России М.: Флинта : Наука // ЭБС «Лань», 2012 ЭБС «Лань»: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103495
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселева Н.Е. Натюрморт.Практикум подисциплине "Живопись":учебно-методическое пособие: учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Энциклопедия русской живописи. url http://www.artsait.ru/ Энциклопедия русской живописи. url
Э2 шедевры русской живописи http://artrus.tanais.info/ шедевры русской живописи
Э3 Курс в Moodle "Живопись" portal.edu.asu.ru
Э4 Музеи России http:// www. museum.ru/ Музеи России
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение живописи сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – этюды и длительные работы по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих художников-прикладников.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые этюды, более продолжительные работы. Также для того, чтобы изображения живописных предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты.
При обучении живописи необходимо изучить все виды живописных материалов, таких как акварель, гуашь, пастель и т.д., и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки живописной техники, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего художника прикладного искусства. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно.