МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Живопись

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма и текстиля
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость16 ЗЕТ
Учебный планv54_03_03_ДКиТ-2-2020
Часов по учебному плану 576
в том числе:
аудиторные занятия 158
самостоятельная работа 391
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 2, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17,5 19,5 17 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 38 38 36 36 48 48 36 36 158 158
Сам. работа 34 34 72 72 132 132 153 153 391 391
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180 216 216 576 576

Программу составил(и):
к.иск., доц., Гречнева Н.В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Живопись

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Живопись» является формирование методов, средств и приёмов при создании живописного художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве, и повышения профессиональных знаний и умений в академической живописи.
Задачи:
-изучить различные виды и техники живописи;
-изучить принципы гармонизации цвета в живописной композиции;
-научить использовать методы и приемы цвето-ритмической организации пространства;
-обучить понятиям: локальный цвет, цветовые отношения, колорит, цветовая гармония;
другие средства и закономерности живописи на основе натурных постановок.
-научить моделированию пространства и объема посредством цвета и тона;
-развить художественно-образное мышление и творческое воображение.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способность применять методы теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности
ПК-4 Способность формулировать цели и задачи художественного проекта, к выявлению приоритетов в решении задач с учетом эстетических, этических и иных аспектов деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и методологические основы исследования,: понятие «художественный проект»;
основные эстетические категории художественного проекта;
основные законы построения композиции художественного проекта.

3.2.Уметь:
3.2.1.реферировать современную научную литературу по специальности,изображать объёмно – пространственную среду средствами академической живописи; анализировать цветовое состояние натуры и передавать в творческой работе. Последовательно вести работу над живописной композицией, составлять хроматические цветовые ряды, распознавать и составлять светлотные и хроматические контрасты; выполнять живописные этюды с использованием различных техник живописи, выполнять этюды тканей с орнаментом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными методами художественного проектирования,иметь навыки выражения цветом формы, объёма, пространства. Иметь навыки способов передачи средствами живописи закономерностей создания цветового строя и световоздушной среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Учебный натюрморт
1.1. Спектральный круг. Основные и дополнительные цвета. Практические 1 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Живопись простых по форме и окраске предметов быта Практические 1 6 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.3. Живопись сложных по форме и окраске предметов быта Практические 1 6 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.4. Сложный натюрморт. Живопись предметов быта разных по фактуре. Практические 1 8 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.5. Сложный натюрморт. Живопись предметов быта близких по цветовой гамме. Практические 1 8 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.6. Сложный натюрморт. Живопись предметов быта контрастных по цветвой гамме Практические 1 8 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.7. Упражнения. Цветовые растяжки. Акварель. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.8. Этюды простых по форме и цвету бытовых предметов. Акварель, гуашь. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.9. Этюды сложных по форме и цвету предметов на теплом фоне. Акварель, гуашь. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.10. Этюды сложных по форме и цвету предметов на холодном фоне. Акварель, гуашь. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.11. Этюды предметов разных по материальности и цветовой насыщенности. Акварель. Гуашь Сам. работа 1 6 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.12. Преобразование отдельных предметов – реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь. Сам. работа 1 8 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Тематический натюрморт
2.1. Натюрморт из трех-четырех предметов, объеденённых общей темой на светлом фоне. Техника «аль прима». Практические 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.2. Натюрморт на контрастные цветовые отношения (из трех-четырех предметов), объеденённых общей темой с преобладанием холодных оттенков. Техника лессировки. Практические 2 6 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.3. Тематический натюрморт с элементами интерьера. Смешанная техника: акварель, пастель. Практические 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.4. Тематический натюрморт, с введением в композицию постановки гипсовой розетки. Тематический натюрморт «Настроение». Гуашь. Практические 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.5. Тематический натюрморт, с введением в композицию постановки гипсовой головы. Тематический натюрморт «Атрибуты искусства». Гуашь. Практические 2 8 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.6. Этюды интерьера. Акварель, гуашь. Сам. работа 2 16 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.7. Этюды сложных по форме и цвету предметов. Сам. работа 2 12 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.8. Этюды предметов разных по материальности и цветовой насыщенности. Сам. работа 2 22 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.9. Преобразование отдельных предметов – реалистического изображения в декоративную форму Сам. работа 2 22 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.10. Зачет 2 0 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Тематический натюрморт с драпировками
3.1. Тематический натюрморт с введением двух - трёх драпировок разных по материальности Практические 3 6 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
3.2. Натюрморт, состоящий из букета цветов в стеклянной посуде и цветной драпировки Практические 3 6 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
3.3. Натюрморт, состоящий из букета осенних листьев, керамической посуды и яркой драпировки Практические 3 6 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
3.4. Натюрморт с введением в композицию драпировок с орнаментом Практические 3 8 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
3.5. Натюрморт с введением в композиции гипсовой головы и драпировок с орнаментом Практические 3 8 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
3.6. Этюды тканей в складках Сам. работа 3 30 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
3.7. Этюды цветов, разных по цветовой гамме Сам. работа 3 26 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
3.8. Этюды осенних листьев и деревьев Сам. работа 3 16 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
3.9. Преобразование цветов и листьев в условно - плоскостную форму Сам. работа 3 16 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
3.10. Этюды драпировок с орнаментом Сам. работа 3 22 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
3.11. Преобразование натюрморта в условно - плоскостную форму Сам. работа 3 22 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Живопись фигуры человека
4.1. Живопись головы человека. Гризайль. Этюд головы натурщика на светлом фоне. Акварель. Практические 3 14 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.2. Этюд головы натурщика на нейтральном цветном фоне. Смешанная техника: акварель, пастель. Практические 4 4 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.3. Этюд женской головы на цветном фоне. Длительная постановка: женский портрет в головном уборе, на цветном фоне. Гуашь Практические 4 8 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.4. Этюд пожилого человека с плечевым поясом на темном фоне. Акварель. Практические 4 8 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.5. Поколенное изображение фигуры человека. Этюд фигуры натурщика на светлом фоне. Акварель. Практические 4 8 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.6. Этюдное изображение фигуры человека в полный рост. Одетая модель. Тематическая постановка. Гуашь. Практические 4 8 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.7. Этюды головы человека. Акварель, гуашь. Сам. работа 4 10 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.8. Этюды головы человека в головном уборе. Акварель, гуашь. Сам. работа 4 12 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.9. Преобразование гипсового слепка античной головы - реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь. Сам. работа 4 20 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.10. Преобразование портрета в - реалистического изображения в условно - плоскостную форму Сам. работа 4 20 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.11. Этюды женской и мужской полуфигуры. Акварель. Гуашь. Сам. работа 4 22 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.12. Этюды женской и мужской фигуры. Акварель, гуашь. Сам. работа 4 22 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.13. Преобразование мужской фигуры – реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь. Сам. работа 4 24 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.14. Преобразование женской фигуры - реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь. Сам. работа 4 23 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.15. Зачет 3 0 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.16. Экзамен 4 27 ОПК-1, ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрнено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложене

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коробейников, В.Н. Академическая живопись: учебное пособие Кемерово : КемГИК, 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Зубова И. С., Семизорова Л. Б. Натюрморт в родственной, родственно-контрастной и контрастной цветовой гамме: Учебная литература для ВУЗов Архитектон, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бесчастнов Н. П. Цветная графика: учебное пособие Гум.издательский центр "Владос", 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Вишняков С.А. Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство: учебное пособие по культуроведению России М.: Флинта : Наука // ЭБС «Лань», 2012 ЭБС «Лань»: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103495
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселева Н.Е. Натюрморт.Практикум подисциплине "Живопись":учебно-методическое пособие: учебное пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://www.artsait.ru/ Энциклопедия русской живописи. url www.artsait.ru
Э2 2. http://artrus.tanais.info/ шедевры русской живописи artrus.tanais.info
Э3 3. http:// www. museum.ru/ Музеи России http:// www. museum.ru
Э4 4. http://www.liart.ru/ Российская государственная библиотека по искусству www.liart.ru
Э5 5. http://www.artsandculture.google.com/ онлайн-доступ к экспонатам из 1200 музеев, галерей и других организаций в 70 странах www.artsandculture.google.com
Э6 Курс в Moodle " Живопись" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение живописи сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – этюды и длительные работы по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые этюды, более продолжительные работы. Также для того, чтобы изображения живописных предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты.
При обучении живописи необходимо изучить все виды живописных материалов, таких как акварель, гуашь, пастель и т.д., и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки живописной техники, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно.
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.