МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные методы разделения и концентрирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильСверхкритические флюидные технологии в производстве фармацевтических препаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_Химия-1-2020 - скф
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.х.н., профессор, Темерев Сергей Васильевич

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Современные методы разделения и концентрирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №655)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.реализация высокого профессионализма специалистов в области аналитической химии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения
ОПК-2 Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ в избранной области химии или смежных наук
ПК-1
ПК-3
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о методах аналитической химии и тенденциях их развития;
- основные законы химии.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания на практике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практической реализации методов разделения и концентрирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы выделения, разделения и концентрирования.
1.1. Основные методы разделения и концентрирования, их роль в химическом анализе, выбор и оценка. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Основные методы разделения и концентрирования, их роль в химическом анализе, выбор и оценка. Сам. работа 2 8 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1
1.3. Методы экстракции. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1
1.4. Методы экстракции. Сам. работа 2 8 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1
1.5. Методы осаждения и соосаждения. Сам. работа 2 8 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1
1.6. Электрохимические методы. Отгонка (дистилляция, возгонка). Зонная плавка. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1
1.7. Электрохимические методы. Отгонка (дистилляция, возгонка). Зонная плавка. Сам. работа 2 5 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1
1.8. Сходство и различие разделения и концентрирования. Достоинства и недостатки. Разделение и концентрирование как процесс и как метод. Классификационные признаки методов разделения. Существующие классификации. Сам. работа 2 5 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1
1.9. Теоретические основы методов. Инструментальная база. Примеры практического применения. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1
1.10. Техника безопасности. Ознакомление с процессом экстракции. Практические 2 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1
1.11. Определение реагентов методом двухфазного алкалиметрического титрования. Практические 2 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1
1.12. Определение состава извлекающихся соединений. Практические 2 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Хроматографические методы анализа.
2.1. Основные понятия и определения. Классификация методов. Лекции 2 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1
2.2. Газовая хроматография. Газо-адсорбционная (газо-твердофазная) и газо-жидкостная хроматография. Сам. работа 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1
2.3. Жидкостная хроматография. Лекции 2 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1
2.4. Ионообменная хроматография. Сам. работа 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1
2.5. Эксклюзионная хроматография.Плоскостная хроматография. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1
2.6. Основные понятия и методы хроматографии. Практические 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1
2.7. Применение хроматографических методов при проведении анализа объектов окружающей среды. Сам. работа 2 5 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Теория и практика пробоотбора и пробоподготовки.
3.1. Теория и практика пробоотбора и пробоподготовки. Характеристика объектов. Лекции 2 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1
3.2. Особенности пробоотбора и пробоподготовки основных объектов анализа. Практические 2 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1
3.3. Особенности пробоотбора и пробоподготовки при выполнении анализа объектов окружающей среды. Сам. работа 2 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Самостоятельная работа: Методы выделения, разделения и концентрирования.
Самостоятельная работа: Теория и практика пробоотбора и пробоподготовки.
Контрольная работа: методы разделения и концентрирования при выполнении анализа реальных объектов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.А. Лейтес, Л.С. Егорова Л.В. Щербакова Качественный анализ: метод. указания Барнаул : Изд-во АлтГУ, - 2003
Л1.2 под ред. Ю. А. Золотова Основы аналитической химии : учеб. для вузов: в 2 т. М. : Академия. , 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г.К. Будников, В.Н. Майстренко, М.Р. Вяселев Основы современного электрохимического анализа : М. : Мир, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Современные методы разделения и концентрирования portal.edu.asu.ru
Э2 http://www.gpntb.ru ГПНТБ Государственная публичная научно-техническая библиотека
Э3 http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
Э4 http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
Э5 http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
Э6 http://www.chem.msu.su Электронная библиотека на сервере химфака МГУ
Э7 http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ
Э8 http://www.kge.msu.ru Библиотеки химической литературы
Э9 http://www.chem.port.ru/
Э10 http://www.ars.org/portalchemistry/
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для студентов закреплены в приложении.