МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Живопись
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн. ФГОС 3++
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_Диз-1-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 250
контроль 18
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 250 178 250 178
Часы на контроль 18 18 18 18
Итого 288 216 288 216

Программу составил(и):
к.иск., доц., Булгаева Г.Д.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Живопись

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Живопись» является формирование методов, средств и приёмов при создании живописного художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве и повышения профессиональных знаний и умений в академической живописи.
Задачи:
-изучить различные виды и техники живописи;
-изучить принципы гармонизации цвета в живописной композиции;
-научить использовать методы и приемы цвето-ритмической организации пространства;
-обучить понятиям: локальный цвет, цветовые отношения, колорит, цветовая гармония;
-изучить средства и закономерности живописи на основе натурных постановок.
-научить моделированию пространства и объема посредством цвета и тона;
-развить художественно-образное мышление и творческое воображение.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4: Способен к художественно-техническому проектированию объектов дизайна и декоративно-прикладного искусства для последующего их использования в образовательной деятельности
ПК-1: Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Свойства живописных материалов, их возможности и эстетические качества; разнообразные техники живописи и истории их развития. Понятия: локальный цвет, колорит, цветовые отношения, цветовую гармонию, смешение цветов. Знать о различных видах и техники живописи, методах ведения живописных работ; теоретических и практических принципах гармонизации цветов в композиции; создании живописных композиций различной степени сложности с использованием разнообразных техник.
3.2.Уметь:
3.2.1.Изображать объёмно – пространственную среду средствами академической живописи; анализировать цветовое состояние натуры и передавать в творческой работе. Последовательно вести работу над живописной композицией, составлять хроматические цветовые ряды, распознавать и составлять светлотные и хроматические контрасты; выполнять живописные этюды с использованием различных техник живописи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыки выражения цветом формы, объёма, пространства. Иметь навыки способов передачи средствами живописи закономерностей создания цветового строя и световоздушной среды.
Иметь навыки творческой работы на пленэре; навыками работы различными живописными материалами для создания выразительных образов в учебных и творческих работах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Учебный натюрморт
1.1. Живопись простых по форме и окраске предметов быта Практические 1 2 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
1.2. Этюды простых по форме и цвету бытовых предметов. Акварель, гуашь Сам. работа 1 4 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
1.3. Живопись сложных по форме и окраске предметов быта Практические 1 2 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
1.4. Этюды сложных по форме и цвету предметов на холодном фоне. Акварель, гуашь Сам. работа 1 4 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
1.5. Сложный натюрморт. Живопись предметов быта близких по цветовой гамме Практические 1 2 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
1.6. Этюды предметов разных по материальности и цветовой насыщенности. Гуашь Сам. работа 1 4 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
1.7. Сложный натюрморт. Живопись предметов быта контрастных по цветвой гамме Практические 1 2 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
1.8. Преобразование отдельных предметов – реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь Сам. работа 1 20 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
Раздел 2. Тематический натюрморт
2.1. Натюрморт на сближенные цветовые отношения (из трех-четырех предметов). Техника лессировки Практические 1 2 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
2.2. Натюрморт на контрастные цветовые отношения (из трех-четырех предметов), объеденённых общей темой с преобладанием холодных оттенков. Техника лессировки Практические 1 2 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
2.3. Этюды сложных по форме и цвету предметов Сам. работа 1 20 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
2.4. Тематический натюрморт, с введением в композицию постановки гипсовой головы. Тематический натюрморт «Атрибуты искусства». Гуашь. Практические 1 2 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
2.5. Преобразование отдельных предметов – реалистического изображения в декоративную форму Сам. работа 1 20 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
2.6. Экзамен 1 9 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
Раздел 3. Живопись фигуры человека
3.1. Этюды головы человека. Акварель, гуашь Сам. работа 1 20 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
3.2. Этюд пожилого человека с плечевым поясом Практические 1 2 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
3.3. Преобразование портрета - реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь. Сам. работа 1 24 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
3.4. Поколенное изображение фигуры человека. Этюд фигуры натурщика на светлом фоне. Акварель Практические 1 2 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
3.5. Этюды женской и мужской полуфигуры. Акварель. Гуашь Сам. работа 1 14 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
3.6. Этюдное изображение фигуры человека в полный рост. Одетая модель. Тематическая постановка. Гуашь. Практические 1 2 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
3.7. Этюды женской и мужской фигуры. Акварель, гуашь Сам. работа 1 24 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
3.8. Преобразование реалистического изображения в декоративную форму. Гуашь Сам. работа 1 24 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2
3.9. Экзамен 1 9 ПК-4, ПК-1 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См.Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
См.Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС Живопись Им.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коробейников, В.Н. Академическая живопись: учебное пособие Кемерово : КемГИК, 2016 https://e.lanbook.com/book/99302
Л1.2 Зубова И. С., Семизорова Л. Б. Натюрморт в родственной, родственно-контрастной и контрастной цветовой гамме: Учебная литература для ВУЗов Архитектон, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=455493
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гречнева Н. В. Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3559
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселева Н. Е. Основные положения изображения живой натуры в живописи: Учебное пособие Изд-во АлтГу, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/4356/read.7book?sequence=1&isAllowed=y
Л3.2 Киселева Н.Е. Натюрморт.Практикум подисциплине "Живопись":учебно-методическое пособие: учебное пособие АлтГУ, 2018 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4977
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.artsait.ru/ Энциклопедия русской живописи. url http://www.artsait.ru
Э2 http://artrus.tanais.info/ шедевры русской живописи http://artrus.tanais.info
Э3 http://www.stellersgallery.com/Artists/AllArtists.asp галерея
Э4 http://www.roerich.org/index.html музей Рериха в Нью-Йорке
Э5 Курс в Moodle " Живопись" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2217
Э6 http://www.artabus.com/artists.php современные французские художники
Э7 http://other-art.rsuh.ru/ Музей "Другое искусство" 1950-70х годов
Э8 http://louvre.historic.ru/virttour.shtml Лувр
Э9 http://artgorizont.com/ Галерея картин и информация о классиках и современниках украинского, русского и мирового искусства
Э10 http://smallbay.ru/grafica.html музей искусств
Э11 http://www.russianpaintings.net/doc.vphp?id=596 русская живопись сайт на английском языке
Э12 D:\Agora Gallery - Chelsea New York City - Fine Art Gallery.htm
Э13 http://www.artwall.ru/index.phtml?categoryID=101 ПОСТЕРЫ ШЕДЕВ-РОВ МИРОВОГО ИС.
Э14 http://www.stellersgallery.com/Artists/AllArtists.asp ГАЛЛЕРЕЯ СОВРЕ-МЕННОЙ ЖИВОПИСИ США
Э15 http://www.picturesrembrandt.org/
Э16 http://www.picturesaivazovsky.org/aivasovsky1.php ГАЛЕРЕЯ АЙВАЗОВ-СКОГО
Э17 http://www.antikwariat.ru/ikonsworld/
Э18 Иконы мира на аукционе Антиквариат. Ру
Э19 http://www.shazina.com/Category.aspx?CategoryID=1
Э20 http://artgorod.ru/news.php ПОРТАЛ АРТ-ГОРОД
Э21 Киплик д. и. техника живописи ttps://e.lanbook.com/book/97274?category_pk=11057#book_name
Э22 Курс Moodl Живопись https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4008
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение ЖИВОПИСИ сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – наброски, этюды и зарисовки по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, этюды, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты.
При обучении живописи необходимо изучить все виды графических материалов, таких как акварель, гуашь и т.д., и технику работы ими.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество этюдовв и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно.