МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психиатрия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2-2020
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 100
самостоятельная работа 125
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17,5 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 0 0 16 16
Лабораторные 42 42 42 42 84 84
Сам. работа 86 86 39 39 125 125
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 108 108 252 252

Программу составил(и):
канд. мед.наук, профессор, Рукина Наталья Юрьевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Психиатрия

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2019-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение студентами, обучающихся по специальности «Клиническая психология» теоретических знаний и ознакомительных практических навыков
по распознаванию и профилактике психических расстройств, реабилитации психических больных, больных с расстройствами, обусловленными приемом психоактивных веществ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
ПК-5 способностью и готовностью определять цели и самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик, квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правовые и этические принципы работы клинического психолога в научно-исследовательской, педагогической и клинико-практической сферах деятельности;
предмет, историю развития, основные теоретические системы и методологические основы психологии;
основы смежных медицинских дисциплин;
методы исследования, модели измерения и эксперимента, стратегии принятия диагностических решений;
историю, современное состояние проблемы закономерностей нормального и аномального развития, функционирования психики и личности;
клинико-психологическую феноменологию, механизмы и факторы риска возникновения расстройств психического, психосоматического здоровья и развития;
основные концепции личности, феоменологию личностных расстройств;
основные психотерапевтические теории с этическими и методическими основами их практической реализации;
основные направления и методы диагностики и экспертизы в здравоохра-нении, геронтологии и социальной помощи гериатрии населению.
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно формулировать практические и исследовательские задачи, составлять программы диагностического обследования индивида, семьи и группы людей;
выбирать и применять методы психологической оценки и диагностики, соответствующие поставленной задаче;
прогнозировать изменения и оценивать их динамику в различных сферах психического функционирования чело-века и психология при медицинском психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедея-тельности индивида;
самостоятельно проводить психологическое исследование в различных областях клинико-психологической прак-тики и составлять заключение эксперта в соответствии с нормативно-правовыми документами;
использовать методы психологического консультирования, психопрофилактики, реабилитации в работе с индивидами, группами, учреждениями, представителями различных субкультур;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методологией синдромного и каузального анализа расстройств психической деятельности, психосоматического здоровья и личности в контексте практических, научно-исследовательских задач клинического психолога;
методами, процедурами и техниками диагностики психологической оценки состояния психического, психосоматического здоровья и развития в детском и взрослом возрасте;
создавать и применять психодиагностические, психотерапевтические, консультационные и коррекционные тех-нологии с последующей обработкой данных на основе общегуманитарных и математико-статистических методов;
разнообразными стратегиями психопрофилактической, психокоррекцион-ной, реабилитационной работы с уче-том характера и факторов нарушения здоровья и развития;
процедурами организации и проведения современных научных исследований,научно-практических работ,проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса;
методами супервизирования педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся в процессе обучения;стратегиями установления творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Роль психиатрии в познании психической деятельности человека Психиатрия как научная дисциплина: предмет и методы изучения. Смысл и неоднозначность важнейших антиномических категорий психиатрии: психоз — невроз, эндогенный — экзогенный, аутохтонный — реактивный. Психиатрия и психология. Организация психиатрической помощи. Роль психиатрии в познании психической деятельности человека Психиатрия как научная дисциплина: предмет и методы изучения. Смысл и неоднозначность важнейших антиномических категорий психиатрии: психоз — невроз, эндогенный — экзогенный, аутохтонный — реактивный. Психиатрия и психология. Организация психиатрической помощи. Лекции 3 6 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Роль психиатрии в познании психической деятельности человека Психиатрия как научная дисциплина: предмет и методы изучения. Смысл и неоднозначность важнейших антиномических категорий психиатрии: психоз — невроз, эндогенный — экзогенный, аутохтонный — реактивный. Психиатрия и психология. Организация психиатрической помощи. Роль психиатрии в познании психической деятельности человека Психиатрия как научная дисциплина: предмет и методы изучения. Смысл и неоднозначность важнейших антиномических категорий психиатрии: психоз — невроз, эндогенный — экзогенный, аутохтонный — реактивный. Психиатрия и психология. Организация психиатрической помощи. Лабораторные 3 12 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Общая психопатология
2.1. Основные понятия и категории в психопатологии Психическое функционирование как целостный акт и различение психических функций. Понятия «симптом», «синдром», «болезнь» в психиатрии. Информативная сущность симптомов и синдромов, их нозологическая специфичность. Теория экзогенного типа реакции (К.Бонгеффер), экзогенные психопатологические синд¬ромы, переходные симптомы (Вика). Закономерности синдромо-образования в психической сфере. Сам. работа 3 15 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Нарушения восприятия Восприятие как психофизиологический акт. Ошибки восприятия у здоровых лиц. Изменения восприятия при сенсорной депривации. Психопатологические категории сенсорных нарушений: гипостезии, анестезии, гиперстезии, парестезии, сенестостезии. Определение психосенсорных нарушений. Нарушения восприятия пространства, времени, собственного тела. Дереализация, деперсонализация, связь с патологией сознания. Диагностическая ценность психосенсорных нарушений. Сам. работа 3 15 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Нарушения мышления Понятие «мышление». Нарушения мышления по форме и содержанию: ускорение и замедление течения мыслей, патологическая обстоятельность, резонерство, разорванность, ментизм, шперрунг, персеверации, стереотипии, вербигерации, соскальзывание, разрыхление ассоциаций, мимоговорение, неологизмы. Диагнос¬тическая ценность различных нарушений мышления. Лекции 3 4 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Психотические расстройства Бред: определение понятия, отличие от заблуждений здоровых людей и сверхценных идей. Индуцированный бред. Бредовое настроение, бредовое восприятие, ретроспективный бред, бредовые идеи, бредовая система. Этапы развития бреда по К.Конраду. Этапы развития хронического бреда по В.Маньяну. Бред систематизированный и несистематизированный; интерпретативный, чувственный и образный; паранойяльный, параноидный и парафренный. Систематика бреда по содержанию (бред преследования, воздействия и проч.). Бредовые синдромы. Структура синдрома психического автоматизма Кандинского—Клерамбо, виды автоматизмов. Гипотезы патогенеза бреда. Диагностическая ценность бредовых расстройств. Иллюзии и галлюцинации. Определение иллюзий, их виды. Различие иллюзий по происхождению: аффективные, интерпретативные, парейдодические. Иллюзии здоровых людей и психически больных. Диагностическое значение иллюзий. Определение галлюцинаций, виды. Типы галлюцинаций: элемен¬тарные и сложные, гипнагогические и г Сам. работа 3 15 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Обсессии и фобии Определение понятий «обсессии» и «фобии». Сверхценные идеи: отличие от бреда и навязчивостей. Компульсивные действия — ритуалы. Типология фобий по темам. Гипотезы патогенеза обсессий и фобий. Диагностическая ценность обсессий и фобий. Лабораторные 3 16 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Расстройства настроения Понятия «настроение» и «аффект». Тревога и «плохое настроение» в норме. Соматические и психические проявления аффекта. Эмоциональные состояния, эмоциональные реакции. Патологические изменения настроения (апатия, притупление, лабильность, неконгруэнтность, тревога, депрессия, гневливость, эйфория, дисфория, слабодушие). Синдромы расстройств настроения: депрессивный, маниакальный. Гипотезы патогенеза расстройства настроения. Диагностическая ценность нарушений настроения. Лекции 3 2 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Нарушения внимания, памяти и интеллекта Определение понятия «память». Нейрофизиологические механизмы памяти. Память кратковременная и долговременная. Память и внимание. Нарушения запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Фиксационная амнезия, гипер- и гипомнезии, дисмнезии (псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии), симптомы «уже виденного» и «никогда не виденного». Синдромы мнестических расстройств: корсаковский синдром и синдром прогрессирующей амнезии. Произвольное и непроизвольное внимание. Расстройства внимания. Истощаемость, отвлекаемость, патологическая прикован¬ность. Гипотезы патогенеза нарушений памяти и внимания. Диагностическая ценность этих расстройств. Понятие интеллекта. Сложности определения нормы и патологии интеллекта. Опережение и замедление интеллектуального развития. Деменция и олигофрения. Тяжесть деменции и степени олигофрении (идиотия, имбецильность, дебильность). Слабоумие то¬тальное и парциальное. Слабоумие органическое, эпилептическое, шизофреническое. Сам. работа 3 11 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Психомоторные нарушения Понятие психомоторных расстройств. Их виды: тики, манерность, застывание, восковая гибкость, эхолалия, эхопраксия, амби-тендентность. Ступор, его виды: полный и неполный; кататонический, депрессивный и психогенный (аффективно-шоковые реакции, истерический ступор, истерический паралич, истерические расстройства речи). Понятие моторного и психомоторного возбуждения. Возбуждение маниакальное, кататоническое, гебефреническое, тревожное, галлюцинаторное, бредовое, дисфорическое, возбуждение при помрачениях сознания, истерическое, психогенное и проч. Основные синдромы двигательных и волевых расстройств; заболевания, при которых эти расстройства наблюдаются, общественно опасные действия больных Лекции 3 2 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Волевые расстройства Мотивация и побуждения: норма и патология. Расстройства влечения: усиление (гипербулия), ослабление (гипобулия), исчезновение (абулия), извращение (парабулия). Анорексия первичная и вторичная. Суицидальные тенденции, медицинская помощь больному. Импульсивные явления, их отличительные особенности. Клептомания, пиромания, дромомания, дипсомания. Амбивалантность и амбитендентность. Лабораторные 3 8 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Нарушения сознания Определение понятия «сознание». Нарушения сознания. Крите¬рии нарушения сознания. Снижения уровня сознания: оглушен¬ность, сопор, кома. Помрачение сознания, его признаю!. Делирий: понятие, стадии развития, виды. Онейроид: признаю! и виды. Амен- ция, сумеречные расстройства сознания, их виды. Диагностическая ценность нарушений сознания. Сам. работа 3 15 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Нарушения самоотчета Определение понятия «нарушения самоотчета». Критерии оцени. Полное и частичное осознание нарушений своего психического состояния. Диагностическая ценность нарушений самоотчета. Лабораторные 3 6 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.12. Пароксизмальные нарушения Определение понятия «пароксизмальные нарушения». Припадки: эпилептические (большой, малый, джексоновский), истерические. Диагностическая ценность пароксизмальных состояний. Сам. работа 3 15 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.13. Современные классификации психических расстройств Основные принципы современных классификаций. Сложности и противоречия. Различия в МКБ-10, МКБ-9 и DSM-IV. Международные и национальные классификации. Лабораторные 4 12 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Частная психиатрия
3.1. Шизофрения. История выделения заболевания в самостоятельную нозологическую форму. Критерии диагностики, предложенные Э.Крепелином, классические формы проявления болезни. Понятие раннего слабоумия. Понятие прогредиентности патологического процесса. Критерии диагностики Е.Блейлера, понятие схизиса. Критерии К. Шнайдера. Современные критерии диагностики. Распространенность шизофрении, ее клинические проявления. Начало шизофренического процесса (варианты, возраст больных, доклинические проявления); манифестация заболевания; типы течения и исход; соотношение с крепелиновскими формами. Понятие прогредиентности. Формы шизофрении с учетом течения и про¬гредиентности процесса. Приступ, ремиссия, экзацербация. Шизоаффективный психоз. Концепция «круга шизофренических психозов». Позитивная и негативная шизофрении. Поздняя шизофрения, пропфшизофрения. Современные представления об этиологии и патогенезе шизоф¬рении. Шизофрения и культура XX в. «Стигма» психически больного. Роль нейролептической терапии в изменен Лекции 3 2 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Аффективные расстройства Критерии диагностики. Формы аффективных расстройств: монополярное, биполярное. Аффективный психоз. Фазные и хронические формы аффективных расстройств. История выделения маниакально-депрессивного психоза в самостоятельную нозологическую форму. Концепция маниакально-депрессивного психоза (Э.Крепелин). Современные представления о нозологическом един¬стве аффективных расстройств. Современные представления об этиологии и патогенезе. Распространенность. Клинические проявления заболевания. Психопатологическое содержание маниакальных и депрессивных приступов (фаз). Атипичные и смешанные фазы. Возрастные особенности клинических проявлений маниакально-депрессивного психоза. Профилактическая терапия аффективных нарушений и ее влияние на прогноз. Сам. работа 4 12 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Тревожные расстройства Общие критерии диагностики. Виды тревожных расстройств: паническое расстройство с агорафобией и без агорафобии, агорофобия без панических атак, изолированные фобии, обсессивно-ком- пульсивное расстройство, генерализованное тревожное расстройство, острое стрессовое расстройство, посттравматическое стрес¬совое расстройство. Критерии диагностики, распространенность. Особенности течения, прогноз. Транзиторный реактивный психоз. Реактивный ступор, его отличие от кататонического ступора; психомоторное возбуждение; реактивная спутанность; пуэрилизм; псевдодементность; ганзеров- ский синдром. Реактивная депрессия, реактивный параноид. Лабораторные 4 12 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Соматоформные расстройства Критерии диагностики. Виды соматоформных расстройств: соматизированное расстройство, состояние упорной соматоформ- ной боли, ипохондрическое расстройство, соматоформная веге-тативная дисфункция. Распространенность. Особенности течения, прогноз. Место конверсионного расстройства и дисморфофобии в различных классификациях. Проблема нозологической самостоятель¬ности этих нарушений. Критерии диагностики, распространенность, течение, прогноз. Сам. работа 4 9 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Расстройства личности Современные диагностические критерии расстройств личности. Понятия «расстройство личности» и «психопатия». Развитие учения о психопатиях в историческом аспекте. Работа П. Б. Гаи пушки- па о статике и динамике психопатий. Патофизиологические механизмы формирования психопатий (И.П.Павлов). Понятие ядерных и краевых психопатий (О.В.Кербиков). Виды личностных расстройств в современных классификациях. Параноидные, шизоидные, шизотипальные, асоциальные, гистрионные, зависимые, избегающие личности: характерные признаки. Пограничное личностное расстройство: характерные признаю!, диагностические сложности. Различие понятий «пограничное личностное расстройство» и «пограничный уровень функционирования». Понятия «психопатоподобное состояние», «изменение личности», «патологическое развитие личности». Сам. работа 4 12 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Зависимость от психоактивных веществ Общие критерии диагностики. Зависимость как самостоятельный синдром. Связь синдрома зависимости с расстройством личности. Понятие толерантности, абстиненции, патологического влечения, психической и физической зависимости. Виды веществ, вызывающих зависимость. Особенности психофизического действия алкоголя на организм. Отравление алкоголем. Первая помощь при тяжелом алкогольном отравлении. Алкогольная зависимость. Критерии диагностики. Злоупотребление алкоголем и зависимость от него. Клиническая картина острого алкогольного отравления, степени. Формы зависимости от алкоголя. Течение и прогноз. Дипсомания. Симптоматический алкоголизм. Патологическое опьянение. Стадии зависимости от алкоголя. Соматические, психические и социальные осложнения при хроническом злоупотреблении алкоголем. Алкогольные психозы. Психические нарушения при злоупотреблении наркотическими веществами. Определение наркотического вещества. Клиническая картина наркотического опьянения. Лабораторные 4 8 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Психические расстройства и соматические заболевания Симптоматические психозы: диагностические критерии, тече¬ние, прогноз. Психические расстройства, вызванные соматическим заболеванием. Последствия соматических заболеваний, отражающиеся на психике. Психическое расстройство и соматическое заболевание, случайно совпавшие по времени. Соматогенная про¬вокация психических нарушений. Сам. работа 4 6 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Некоторые органические заболевания головного мозга Диагностические критерии деменции. Атрофическая деменция (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика): распространенность, клиника, течение, прогноз. Сенильная деменция: распространенность, клиника, течение, прогноз. Сосудистая деменция (атеросклероз сосудов головного мозга): распространенность, клиника, течение, прогноз. Лабораторные 4 10 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
. Иллюзии, галлюцинации, их классификация.
2. Пароксизмальные расстройства при эпилепсии.
3. Основные принципы диагностики психических заболеваний.
4. Общие сведения об этиологии и патогенезе психических заболеваний.
5. Основные подходы к классификации психических расстройств в МКБ-10.
6. Перечень основных диагностических рубрик МКБ-10.
7. Основные положения Закона РФ «О психиатрической службе и гарантиях прав граждан при ее оказании».
8. Бредовые идеи, их формы.
9. Количественные и качественные расстройства мышления.
10. Психопатии.
11.Психические изменения при СПИДе.
12.Психические изменения при гипертонической болезни
13. Нарушения памяти.
14. Схизис и аутизм – основные симптомы шизофрении.
15. Синдромы выключения сознания.
16. Синдромы галлюцинозов.
17. Делирий и онейроид.
18. Галлюцинаторно-параноидальные синдромы.
19. Аменция и сумеречное расстройства сознания.
20. Синдром Кандинского – Клерамбо.
21. Эмоциональные нарушения при психических заболеваниях.
22. Приобретенное слабоумие-деменция.
23. Формы шизофрении.
24. Шизофрения в МКБ-10.
25. Основные симптомы шизофрении.
26. Гипертоксическая шизофрения.
27. Истерические психозы.
28. Психические изменения при церебральном сифилисе.
29. Психические изменения в остром периоде травмы мозга.
30. Отдаленные последствия травмы мозга.
31. Ларвированная депрессия.
32. Психические изменения при лобных опухолях.
33. Реактивные психозы.
34. Психические изменения при церебральном атеросклерозе и Старческие психозы.
35. Болезнь Альцгеймера и Пика.
36. Олигофрении.
37. Инволюционные психозы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Больной перенес три приступа заболевания. Последний приступ был купирован аминазином. Во время приступов высказывал идеи преследования, считал, что его хотят скомпрометировать, отмечалась депрессия, слышал голоса, обвинявшие его в различных тяжких грехах. После лечения был выписан, возобновил учебу в институте, однако сокурсники отмечают у него много странностей: очень необщителен, чрезвычайно обидчив, склонен к образованию сверхценных идей. Например, однажды с возмущением пытался доказать, что староста группы преследует его — подает в деканат порочащие сведения. Некоторые предметы больной сдает блестяще, по другим успевает плохо. Имеется убежденность, что у него уродливые уши, поэтому постоянно ходит в докторской шапочке, спит в ночном колпаке. Мышление ригидное, упрям в защите своих суждений. Поставить диагноз, определить клинический тип и глубину ремиссии, реабилитационную тактику.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Тиганова. Психиатрия: практическое руководство ГЭОТАР-Медиа, 2013 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Ю. А. Александровского, Н. Г. Незнанова Психиатрия: практическое руководство ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Демьянов Ю.Г. ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Психиатрия portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. Оценка за экзамен выставляется на основании описанных показателей и критериев выполнения практического задания и ответа на экзамене.