МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и история дизайна

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-5-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 183
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 183 183 183 183
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
доктор искусствоведения, профессор, А.Л. Усанова

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Теория и история дизайна

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. N 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать у студентов целостное представление об этапах развития предметной среды и особенностях данного процесса в различные исторические эпохи.
Задачи курса:
- развитие у студентов навыка стилистического анализа предметной среды различных культур и исторических эпох,
- формирование основ теоретических знаний о дизайне как художественно-практической деятельности в культурно-историческом контексте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 готовностью к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию
ПК-13 готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач
ПК-31 способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- этапы и процессы формирования предметной среды в различные эпохи, а также особенности бытования различных видов дизайна в современном постиндустриальном обществе;
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять определяющие черты и особенности формирования предметной среды в различные исторические эпохи;
- распознавать формообразующие тенденции предметного мира в определенный культурно - исторический период;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- применять полученные знания и навыки в процессе практической и исследовательской деятельности при подготовке к участию в студенческих конференциях, выставочных проектов и самостоятельных формах работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение. Область дизайна как вида художественно-творческой деятельности. Основные понятия и разделы дизайна. Истоки и движущие силы развития дизайна. Место дизайна в синтезе искусств Лекции 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху
2.1. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху Лекции 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.2. Подготовка конспекта: Особенности формирования архитектурнопространственной среды: ордерная система культового зодчества, общественная и жилая архитектура. Сам. работа 4 22 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.3. Формирование среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций. Понятие вещи как объекта дизайна Сам. работа 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.4. Подготовка конспекта: Синтез функционального и эстетического в предметной среде Древнего Рима Сам. работа 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.5. Подготовка конспекта: Принципы и средства формирования материальной культуры и стиля готики. Изучить конструктивную систему, строительное мастерство и христианскую символику готического собора. Проанализировать элементы формообразования городской среды. Выявить особенности интерьеров гражданского зодчества. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.6. Духовно-материальная культура эпохи Средневековья Сам. работа 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.7. Проанализировать процесс отделения ремесел от искусства, разрушение стилевого единства мира. Возникновение предпосылок проектной деятельности Сам. работа 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.8. Синтез красоты и пользы в формообразовании предметной среды эпохи Возрождения Сам. работа 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.9. Изучить теоретическое наследие Альберти, проектное наследие Леонардо да Винчи Сам. работа 4 22 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.10. Промышленная революция в Европе. Научно – технические открытия и изобретения конца XVII – начала XIX. Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки Сам. работа 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.11. Научная революция ХУП в.: механическая картина мира, прикладное значение открытий, предпосылки перехода от мануфактурного к машинному производству Сам. работа 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.12. Ремесленное производство и особенности развития материальной культуры в России Сам. работа 4 4 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.13. Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования. Россия в международных промышленных выставках Сам. работа 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Предпосылки возникновения и становления дизайна ХIХ-начало ХХ вв.
3.1. Промышленный переворот XIX века. Эстетические принципы промышленного формообразования. 1-я Всемирная промышленная выставка Сам. работа 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
3.2. Теоретические концепции дизайна. Машиноборческие идеи в художественной культуре Англии (Д. Рескин). Социально-эстетические идеи У. Морриса. Теории о всеобщем синтезе форм материальной и художественной культур. Эстетика техники Г. Земпера. Формообразование машин: идеи слияния искусства и техники (Ф. Рело) Сам. работа 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
3.3. Первые теории дизайна. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 4 4 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
3.4. Составление конспекта: Роль движения за связь искусства и ремесел в Англии. Эстетика рациональной формы. Зарождение рационального мышления, основанного на практическом знании закономерностей формообразования. Подготовка к практическому занятию Практические 4 4 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 4. Развитие дизайна в первой половине ХХ века
4.1. Германия – экспериментально – практический центр мирового дизайна начала ХХ века Сам. работа 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.2. Подготовка конспекта: Теория и практика Баухауза и ВХУТЕМАСа Сам. работа 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.3. Наследие Баухауза и современный дизайн Сам. работа 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.4. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.5. Особенности развития предметно-художественного творчества в Советской России 10-20-х годов Сам. работа 4 6 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.6. Теоретические концепции советского дизайна. Производственное искусство в Советской России: теория и практика Сам. работа 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.7. Основные направления развития европейского и американского дизайна Лекции 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.8. Стилистические направления в дизайне 20-30-х годов. Интернациональный стиль. Арт-Деко Сам. работа 4 8 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.9. Возникновение промышленного дизайна в США; пионеры американского дизайна; становление организационных форм; школы дизайна Сам. работа 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 5. Развитие дизайна во второй половине ХХ – начале ХХI вв.
5.1. Развитие дизайна в XX веке. Ведущие мировые школы дизайна и их особенности Сам. работа 4 6 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
5.2. Дизайн в странах Западной Европы. Сам. работа 4 4 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
5.3. Особенности скандинавского дизайна (А. Аалто, З. Арнио). Сам. работа 4 22 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
5.4. Дизайн Скандинавских стран Сам. работа 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
5.5. Феномен японского дизайна Сам. работа 4 22 ПК-9, ПК-13 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
5.6. Дизайн в Советском Союзе в 60-90-е годы XX века: метод художественного конструирования в деятельности ВНИИТЭ и отраслевых СХКБ. Экспериментальные дизайнерские практики в рамках метода «художественное проектирование»(опыт Сенежской студии и др.) Лекции 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 6. Теоретические основания дизайна
6.1. Дизайн в системе культуры. Проектная культура. Проектность - целевая черта Лекции 4 4 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
6.2. Виды и типы дизайна. Видовая типология дизайна по объектно-сферному признаку: индустриальный (промышленный), средовой (дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн и т.д.), модельный дизайн (одежда, имидж, прическа и т.д.), графический. Сам. работа 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
6.3. Дизайн как проектная деятельность. Специфика, методы и этапы дизайнерского проектирования. Изучение аналогов. Проектный анализ (исследование исходной ситуации), синтез - проектирование. Сам. работа 4 6 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
6.4. Актуальные проблемы современного этапа развития дизайна Практические 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
6.5. Проблемы соотношения дизайнерской деятельности с другими видами искусства, в исследованиях конца ХХ века Сам. работа 4 12 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
6.6. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества. Веб-дизайн. Виртуальный дизайн Практические 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
6.7. Подготовка к практическому занятию. Особенности определения дизайна как художественно-практической деятельности в английской теории искусства середины ХХ века Сам. работа 4 5 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
6.8. Современные формы дизайнерской деятельности Сам. работа 4 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Захарченко, Т.Ю. История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
Л1.2 Сложеникина, Н.С. Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА//ЭБС " Лань", 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Усанова, Алла Леонидовна Основы композиции в дизайне: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
Л2.2 Костина, Н.Г. Фирменный стиль и дизайн: учебное пособие Кемерово : КемГУ,ЭБС Лань, 2014 https://e.lanbook.com/book/93556.
Л2.3 Жданова, Н.С. Методика обучения учащихся основам дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2015 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория и история дизайна lib.vvsu.ru
Э2 Теория и история дизайна . http://stvservice.ru/teorij_dizaina.html
Э3 Теория и история дизайна rosdesign.com
Э4 Теория и история дизайна design-theory.ru
Э5 Теория и история дизайна design-theory.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.