Закреплена за кафедрой | Кафедра математического анализа |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИ-4-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,829999923706 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Лабораторные | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 70 | 70 | 70 | 70 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра математического анализа
Протокол от 01.07.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Саженков А.Н. к.ф.-м.н., доцент
1.1. | формирование навыков применения математических методов для исследования социологических категорий и инструментария для объяснения социальных явлений и процессов, возникающих в их управлении |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОПК-2 | способностью анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования |
ПК-23 | способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | способы представления социологической информации, характеристики положения ,кривые распределения, законы распределения, понятия статистической связи, методы анализа социально-экономических задач и процессов с применением методов системного анализа и математического моделирования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | производить социологические измерения, с ключевыми подходами к конструированию индексов и шкал, осуществлять статистический анализ результатов - от одномерного анализа и методов представления данных до самых популярных техник анализа связи между переменными, анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ СОЦИОЛогических ИССЛЕДОВАНИЯХ, анализа социально-экономических задач и процессов с применением методов системного анализа и математического моделирования |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ИЗМЕРЕНИЯ, АГРЕГИРОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСИХ ДАННЫХ | ||||||
1.1. | Шкалы, типы шкал, возможные операции со шкалами: к вопросу о том: «как происходит измерение в социологии?» Графическое представление социологической информации Частотные распределения Характеристики положения (среднее арифметическое, мода, медиана, квантили)Характеристики рассеяния (дисперсия, отклонение, коэффициент вариации) | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Шкалы, типы шкал, возможные операции со шкалами: к вопросу о том: «как происходит измерение в социологии?» Графическое представление социологической информации Частотные распределения Характеристики положения (среднее арифметическое, мода, медиана, квантили)Характеристики рассеяния (дисперсия, отклонение, коэффициент вариации) | Практические | 5 | 5 | ОПК-2, ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Шкалы, типы шкал, возможные операции со шкалами: к вопросу о том: «как происходит измерение в социологии?» Графическое представление социологической информации Частотные распределения Характеристики положения (среднее арифметическое, мода, медиана, квантили)Характеристики рассеяния (дисперсия, отклонение, коэффициент вариации) | Лабораторные | 5 | 5 | ОПК-2, ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Шкалы, типы шкал, возможные операции со шкалами: к вопросу о том: «как происходит измерение в социологии?» Графическое представление социологической информации Частотные распределения Характеристики положения (среднее арифметическое, мода, медиана, квантили)Характеристики рассеяния (дисперсия, отклонение, коэффициент вариации) | Сам. работа | 5 | 23 | ОПК-2, ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ВЫВОДА ИЗМЕРЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРИЗНАКАМИ | ||||||
2.1. | Кривые распределения, законы распределения Критерии «нормальности»: принципы нахождения и расчетные формулы Корреляционная таблица. Коэффициенты связи, основанные на Хи-квадрат Пирсона (для номинальных и порядковых признаков) Коэффициенты связи, основанные на моделях прогноза (для номинальных признаков) Линейная корреляция (для метрических признаков и интервального уровня измерения) | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Кривые распределения, законы распределения Критерии «нормальности»: принципы нахождения и расчетные формулы Корреляционная таблица. Коэффициенты связи, основанные на Хи-квадрат Пирсона (для номинальных и порядковых признаков) Коэффициенты связи, основанные на моделях прогноза (для номинальных признаков) Линейная корреляция (для метрических признаков и интервального уровня измерения) | Практические | 5 | 5 | ОПК-2, ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Кривые распределения, законы распределения Критерии «нормальности»: принципы нахождения и расчетные формулы Корреляционная таблица. Коэффициенты связи, основанные на Хи-квадрат Пирсона (для номинальных и порядковых признаков) Коэффициенты связи, основанные на моделях прогноза (для номинальных признаков) Линейная корреляция (для метрических признаков и интервального уровня измерения) | Лабораторные | 5 | 5 | ОПК-2, ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Кривые распределения, законы распределения Критерии «нормальности»: принципы нахождения и расчетные формулы Корреляционная таблица. Коэффициенты связи, основанные на Хи-квадрат Пирсона (для номинальных и порядковых признаков) Коэффициенты связи, основанные на моделях прогноза (для номинальных признаков) Линейная корреляция (для метрических признаков и интервального уровня измерения) | Сам. работа | 5 | 23 | ОПК-2, ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ | ||||||
3.1. | Социометрический опрос как метод социологического исследования Общая процедура проведения социометрического исследования Построение социоматрицы и вычисление персональных социометрических индексов Изучение степени сплоченности/разобщенности группы. Примеры вычисления групповых социометрических индексов Обнаружение внутригрупповых подсистем по результатам социометрического исследования. Построение социограмм с обращением к теории графов | Лекции | 5 | 2 | ОПК-2, ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Социометрический опрос как метод социологического исследования Общая процедура проведения социометрического исследования Построение социоматрицы и вычисление персональных социометрических индексов Изучение степени сплоченности/разобщенности группы. Примеры вычисления групповых социометрических индексов Обнаружение внутригрупповых подсистем по результатам социометрического исследования. Построение социограмм с обращением к теории графов | Практические | 5 | 6 | ОПК-2, ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Социометрический опрос как метод социологического исследования Общая процедура проведения социометрического исследования Построение социоматрицы и вычисление персональных социометрических индексов Изучение степени сплоченности/разобщенности группы. Примеры вычисления групповых социометрических индексов Обнаружение внутригрупповых подсистем по результатам социометрического исследования. Построение социограмм с обращением к теории графов | Лабораторные | 5 | 6 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Социометрический опрос как метод социологического исследования Общая процедура проведения социометрического исследования Построение социоматрицы и вычисление персональных социометрических индексов Изучение степени сплоченности/разобщенности группы. Примеры вычисления групповых социометрических индексов Обнаружение внутригрупповых подсистем по результатам социометрического исследования. Построение социограмм с обращением к теории графов | Сам. работа | 5 | 24 | ОПК-2, ПК-23 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Толстова Ю.Н. | Математическая статистика для социологов: учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/54A46CD0-D18F-4432-B382-79BC9F497F7B |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И. Ф. Девятко | Методы социологического исследования: учеб. пособие | КДУ, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader, | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Единый образовательный портал Алтайского государственного университета http://portal.edu.asu.ru/ Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используются при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля. При подготовке к лабораторным занятиям студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах. |