МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психиатрия детского и подросткового возраста

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-6-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доцент, Шахмаева Ирина Николаевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Психиатрия детского и подросткового возраста

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение общих проявлений психических и поведенческих расстройств у детей и подростков, их основных причин, общих условий происхождения, закономерностей развития, диагностики, лечения и реабилитации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
ПК-5 способностью и готовностью определять цели и самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик, квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правовые и этические принципы работы клинического психолога в научно-исследовательской, педагогической и клинико-практической сферах деятельности;
- предмет, историю развития, основные теоретические системы и методологические основы психологии
- основы смежных медицинских дисциплин;
- методы исследования, модели измерения и эксперимента, стратегии принятия диагностических решений;
- историю, современное состояние проблемы закономерностей нормального и аномального развития, функционирования психики и личности;
- клинико-психологическую феноменологию, механизмы и факторы риска возникновения расстройств психического, психосоматического здоровья и развития;
- основные концепции личности, феоменологию личностных расстройств;
- основные психотерапевтические теории с этическими и методическими основами их практической реализации;
- основные направления и методы диагностики и экспертизы в здравоохра-нении, геронтологии и социальной помощи гериатрии населению.
3.2.Уметь:
3.2.1.- самостоятельно формулировать практические и исследовательские задачи, составлять программы диагностического обследования индивида, семьи и группы людей;
- выбирать и применять методы психологической оценки и диагностики, соответствующие поставленной задаче;
- прогнозировать изменения и оценивать их динамику в различных сферах психического функционирования чело века и психология при медицинском психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельности индивида
- самостоятельно проводить психологическое исследование в различных областях клинико-психологической практики и составлять заключение эксперта в соответствии с нормативно-правовыми документами;
- использовать методы психологического консультирования, психопрофилактики, реабилитации в работе с индивидами, группами, учреждениями, представителями различных субкультур;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методологией синдромного и каузального анализа расстройств психической деятельности, психосоматического здоровья
- методами, процедурами и техниками диагностики психологической оценки состояния психического, психосоматического здоровья и развития в детском и взрослом возрасте;
- создавать и применять психодиагностические, психотерапевтические, консультационные и коррекционные тех-нологии с последующей обработкой данных на основе общегуманитарных и математико-статистических методов;
- разнообразными стратегиями психопрофилактической, психокоррекцион-ной, реабилитационной работы с учетом характера и факторов нарушения здоровья и развития;
процедурами организации и проведения современных научных исследований,научно-практических работ,проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Организационные, правовые и этические аспекты оказания психиатрической помощи детям и подросткам. Судебно-психиатрическая экспертиза Лекции 5 8 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Дизонтогенетические синдромы психических заболеваний, наблюдающихся в детском и подростковом возрасте Общие закономерности формирования психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Кризы Синдромы психических расстройств, наблюдающихся преимущественно в детском возрасте Синдромы психических расстройств, наблюдающихся преимущественно в подростковом возрасте Лекции 5 6 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Психогенные характерологические и патохарактерологические реакции Реакции протеста (оппозиции) Реакции отказа Реакции имитации Реакции компенсации и гиперкомпенсации Сам. работа 5 8 ПК-3, ПК-5
1.4. Умственная отсталость (F70-F79) F70 Умственная отсталость легкой степени (дебильность) F71 Умственная отсталость умеренная (имбецильность) F72 Тяжелая умственная отсталость (тяжелая олигофрения) F73 Умственная отсталость глубокая (идиотия) Дифференциированные формы олигофрении Практические 5 6 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л2.1
1.5. Специфические психические расстройства с началом типичным для детского и подросткового возраста. F80 Специфические расстройства развития речи F81 Специфические расстройства развития школьных навыков F82 Специфическое расстройство развития двигательных функций F83 Смешанные специфические расстройства F84 Общие расстройства развития F84.0 Детский аутизм Сам. работа 5 4 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте F90 Гиперкинетические расстройства 45 4 F91 Расстройства поведения F92 Смешанные расстройства поведения и эмоций F93 Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста F94 Расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста F95 Тики F98 Другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся, обычно, в детском и подростковом возрасте F98.0 Неорганический энурез F98.1 Неорганический энкопрез F98.5 Заикание Практические 5 4 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Детская шизофрения Сам. работа 5 6 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Возрастные особенности аффективных нарушений у детей Практические 5 4 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Нервно-психическая анорексия и булимия Сам. работа 5 6 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Суицидальное поведение детей и подростков Практические 5 4 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Особенности алкогольной и наркотической зависимость у детей и подростков Сам. работа 5 6 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Психологические методы обследования детей Психологические методики Психодиагностические методики Практические 5 4 ПК-3, ПК-5 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Подготовка к зачету Сам. работа 5 6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Б. Дмитриева, В. Н. Краснов, Н. Г. Незнанов, В. Я. Семке, А. С. Тиганов Психиатрия. Национальное руководство. Краткое издание: практическое руководство ГЭОТАР-Медиа, 2017 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Незнанов Н.Г. Психиатрия: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2016 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Демьянов Ю.Г. ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э5 Психиатрия детского и подросткового возраста portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины