Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. специальность Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-6-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 46 | 46 | 46 | 46 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | раскрыть относительную роль и взаимосвязь наследственных и средовых детерминант в вариативности психологических и психофизиологических признаков человека. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-2 | готовностью выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные методы психогенетических исследований; взаимодействие генов и их реализацию в фенотипе; методы сопоставления адаптивных и неадаптивных форм развития. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать основные проблемы психогенетики, этиологии человеческой индивидуальности; работать с генотипом и фенотипом родителей для прогнозирования появления признака у потомства; прогнозировать динамику проявления поведенческих структур. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками выявления основных генетических отклонений, особенностей психологического развития при наличии генетических аномалий; навыками прогнозирования проявления возрастных особенностей проявления поведенческих структур и их изменчивости во времени. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психогенетика | ||||||
1.1. | Предмет психогенетики, связь с другими науками. Проблема изучения индивидуальности | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Количественные, качественные и мультифакторные признаки. | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Генотип и среда в изменчивости психологических признаков. | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Методы: генеалогический, приемных детей, близнецовый. | Лекции | 1 | 1 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Статистические методы психогенетики. | Лекции | 1 | 1 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Психогенетические исследования интеллекта, отдельных когнитивных функций и специальных способностей. | Лекции | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Психогенетические исследования темперамента и личности. | Практические | 1 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Психогенетические исследования девиантных форм поведения | Практические | 1 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Психогенетические исследования психофизиологических признаков и моторики | Практические | 1 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Онтогенетическая генетика. Основные модели развития. Динамика генотип-средовых отношений в онтогенезе. Сенситивные и критические периоды развития. | Практические | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Основы дизонтогенеза. | Практические | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Предмет психогенетики, связь с другими науками. Проблема изучения индивидуальности | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.13. | История психогенетики | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Количественные, качественные и мультифакторные признаки. | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.15. | Основы популяционной генетики | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.16. | Генотип и среда в изменчивости психологических признаков. | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.17. | Методы: генеалогический, приемных детей, близнецовый. | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.18. | Статистические методы психогенетики. | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.19. | Психогенетические исследования интеллекта, отдельных когнитивных функций и специальных способностей. | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.20. | Психогенетические исследования темперамента и личности. | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.21. | Психогенетические исследования девиантных форм поведения | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.22. | Психогенетические исследования психофизиологических признаков и моторики | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.23. | Онтогенетическая генетика. Основные модели развития. Динамика генотип-средовых отношений в онтогенезе. Сенситивные и критические периоды развития. | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.24. | Основы дизонтогенеза. | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
1. Предмет, мировоззренческое и методологическое значение психогенетики. 2. Проблема биологического и социального в человеке: три основные исследовательские парадигмы: биологическое и социальное, врожденное и приобретенное, наследственное и средовое. Противоречивость имеющихся точек зрения. 3. Проблема индивидуальности в психогенетике. 4. История развития психогенетики, связь с другими науками. 5. Психогенетические исследования: современное состояние и перспективы. 6. Основные понятия и законы теории наследственности. 7. Дисперсия как обязательная характеристика любой группы или возраста. Компоненты фенотипической дисперсии популяции. Основная формула фенотипической дисперсии 8. Зависимость генотипической и средовой дисперсии от генетических и средовых факторов. 9. Межиндивидуальная и внутрииндивидуальная вариативность. 10. Основные понятия и модели генетики количественных признаков. 11. Понятие нормы реакции в генетике. Гипотетическая модель нормы реакции для интеллекта. 12. Основные понятия популяционной генетики: процессы, изменяющие частоты генов и генотипов. 13. Естественный отбор и мутации. 14. Средовые влияния: виды, способы оценки. 15. Генотип-средовые влияния (эффекты). 16. Концепция «генотип – среда». 17. Методы психогенетики (кроме близнецового). 18. Методы психогенетики: близнецовый метод и его разновидности. Формулы для подсчета коэффициентов наследуемости при использовании близнецового метода 19. Статистические методы психогенетики. 20. Психогенетические исследования интеллекта. Основные результаты. Возрастная динамика наследуемости интеллекта, изменение доли общей и индивидуальной среды в дисперсии интеллекта с возрастом 21. Психогенетические исследования специальных способностей (способность к чтению, пространственные способности). 22. Психогенетические исследования когнитивных стилей. 23. Психогенетические исследования темперамента. 24. Психогенетические исследования экстраверсии, нейротизма, личности. 25. Генетическая психофизиология (ЭЭГ, КГР, ЧСС, АД). 26. Роль генотипа в типизации и индивидуализации развития. 27. Основные модели возрастной психогенетики. Практическое значение. 28. Психогенетичские исследования гиперактивности и неспособностей к обучению. 29. Психогенетические исследования асоциальности, алкоголизма. 30. Психогенетические исследования агрессивности. 31. Психогенетика аутизма. 32. Психогенетические исследования аффективных расстройств. 33. Психогенетические исследования шизофрении. 34. Специфика психического развития близнецов и детей из многодетных семей. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. | КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. | Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В зачет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. Оценка выставляется на основании описанных показателей и критериев выполнения практического задания и ответа на экзамене. |