МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психогенетика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-6-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Психогенетика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1181)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.раскрыть относительную роль и взаимосвязь наследственных и средовых детерминант в вариативности психологических и психофизиологических признаков человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 готовностью выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методы психогенетических исследований; взаимодействие генов и их реализацию в фенотипе; методы сопоставления адаптивных и неадаптивных форм развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать основные проблемы психогенетики, этиологии человеческой индивидуальности; работать с генотипом и фенотипом родителей для прогнозирования появления признака у потомства; прогнозировать динамику проявления поведенческих структур.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выявления основных генетических отклонений, особенностей психологического развития при наличии генетических аномалий; навыками прогнозирования проявления возрастных особенностей проявления поведенческих структур и их изменчивости во времени.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психогенетика
1.1. Предмет психогенетики, связь с другими науками. Проблема изучения индивидуальности Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Количественные, качественные и мультифакторные признаки. Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Генотип и среда в изменчивости психологических признаков. Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Методы: генеалогический, приемных детей, близнецовый. Лекции 1 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Статистические методы психогенетики. Лекции 1 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Психогенетические исследования интеллекта, отдельных когнитивных функций и специальных способностей. Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. Психогенетические исследования темперамента и личности. Практические 1 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. Психогенетические исследования девиантных форм поведения Практические 1 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.9. Психогенетические исследования психофизиологических признаков и моторики Практические 1 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.10. Онтогенетическая генетика. Основные модели развития. Динамика генотип-средовых отношений в онтогенезе. Сенситивные и критические периоды развития. Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.11. Основы дизонтогенеза. Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.12. Предмет психогенетики, связь с другими науками. Проблема изучения индивидуальности Сам. работа 1 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.13. История психогенетики Сам. работа 1 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.14. Количественные, качественные и мультифакторные признаки. Сам. работа 1 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.15. Основы популяционной генетики Сам. работа 1 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.16. Генотип и среда в изменчивости психологических признаков. Сам. работа 1 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.17. Методы: генеалогический, приемных детей, близнецовый. Сам. работа 1 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.18. Статистические методы психогенетики. Сам. работа 1 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.19. Психогенетические исследования интеллекта, отдельных когнитивных функций и специальных способностей. Сам. работа 1 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.20. Психогенетические исследования темперамента и личности. Сам. работа 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.21. Психогенетические исследования девиантных форм поведения Сам. работа 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.22. Психогенетические исследования психофизиологических признаков и моторики Сам. работа 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.23. Онтогенетическая генетика. Основные модели развития. Динамика генотип-средовых отношений в онтогенезе. Сенситивные и критические периоды развития. Сам. работа 1 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.24. Основы дизонтогенеза. Сам. работа 1 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Предмет, мировоззренческое и методологическое значение психогенетики.
2. Проблема биологического и социального в человеке: три основные исследовательские парадигмы: биологическое и социальное, врожденное и приобретенное, наследственное и средовое. Противоречивость имеющихся точек зрения.
3. Проблема индивидуальности в психогенетике.
4. История развития психогенетики, связь с другими науками.
5. Психогенетические исследования: современное состояние и перспективы.
6. Основные понятия и законы теории наследственности.
7. Дисперсия как обязательная характеристика любой группы или возраста. Компоненты фенотипической дисперсии популяции. Основная формула фенотипической дисперсии
8. Зависимость генотипической и средовой дисперсии от генетических и средовых факторов.
9. Межиндивидуальная и внутрииндивидуальная вариативность.
10. Основные понятия и модели генетики количественных признаков.
11. Понятие нормы реакции в генетике. Гипотетическая модель нормы реакции для интеллекта.
12. Основные понятия популяционной генетики: процессы, изменяющие частоты генов и генотипов.
13. Естественный отбор и мутации.
14. Средовые влияния: виды, способы оценки.
15. Генотип-средовые влияния (эффекты).
16. Концепция «генотип – среда».
17. Методы психогенетики (кроме близнецового).
18. Методы психогенетики: близнецовый метод и его разновидности. Формулы для подсчета коэффициентов наследуемости при использовании близнецового метода
19. Статистические методы психогенетики.
20. Психогенетические исследования интеллекта. Основные результаты. Возрастная динамика наследуемости интеллекта, изменение доли общей и индивидуальной среды в дисперсии интеллекта с возрастом
21. Психогенетические исследования специальных способностей (способность к чтению, пространственные способности).
22. Психогенетические исследования когнитивных стилей.
23. Психогенетические исследования темперамента.
24. Психогенетические исследования экстраверсии, нейротизма, личности.
25. Генетическая психофизиология (ЭЭГ, КГР, ЧСС, АД).
26. Роль генотипа в типизации и индивидуализации развития.
27. Основные модели возрастной психогенетики. Практическое значение.
28. Психогенетичские исследования гиперактивности и неспособностей к обучению.
29. Психогенетические исследования асоциальности, алкоголизма.
30. Психогенетические исследования агрессивности.
31. Психогенетика аутизма.
32. Психогенетические исследования аффективных расстройств.
33. Психогенетические исследования шизофрении.
34. Специфика психического развития близнецов и детей из многодетных семей.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В зачет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. Оценка выставляется на основании описанных показателей и критериев выполнения практического задания и ответа на экзамене.