МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эстетика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма и текстиля
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv54_03_03_ДКиТ-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4 8 8
Практические 16 16 12 12 28 28
Сам. работа 52 52 56 56 108 108
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
кандидат философских наук, доцент, М.В. Давыденко

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Эстетика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 Искусство коcтюма и текстиля (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 N 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование базовых представлений об истории эстетической мысли, основных эстетических понятиях, о месте и функции эстетического в современной жизни и культуре.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 Способность к творческому самовыражению при создании оригинальных и уникальных изделий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые категории и принципы философской эстетики, ее различные направления; этапы, факторы и закономерности их развития и основные характеристики; наиболее актуальные темы в русле развития эстетической мысли и искусства; современные тенденции в данной сфере; проблемы эстетики и развития искусства в общесоциальном и общекультурном контексте, источники достоверной информации
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и сравнивать по ряду критериев основные эстетические парадигмы, их принципы и категории, этапы их развития; роль в формировании мировоззренческой позиции; различные формы их проявления в социокультурной жизни общества; выбирать наиболее актуальные темы и проблемы в русле развития эстетической мысли и искусства для создания журналистских материалов; отбирать наиболее достоверные источники информации, в том числе среди Интернет-ресурсов, сравнивать различные подходы к проблемам и формировать свою точку зрения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки применения философско-эстетических знаний к анализу культуры и искусства; методами философско-эстетической оценки сложных и противоречивых явлений современной действительности; навыками отбора наиболее значимых тем, адекватного и всестороннего раскрытия выбранных тем в исследовательских материалах; методами сбора информации, ее проверки и анализа; технологиями представления информации в различных формах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эстетика как философская дисциплина. Сущность и специфика эстетического отношения к миру
1.1. Предмет эстетики. Основные разделы эстетики. Эстетическое сознание; эстетический вкус, эстетическая потребность. Лекции 3 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Эстетический анализ Ж. Бодрийяра «Символический обмен и смерть». Практические 3 8 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.3. Эстетический идеал эпохи маньеризма Сам. работа 3 21 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные этапы развития эстетической мысли и искусства
2.1. Эстетика средневековья, ее религиозный характер. Основные периоды: раннее и позднее средневековье; основные направления: философско-богословское как теоретическая основа эстетики и искусствоведческое. Сам. работа 3 13 ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.2. Кризис эстетических идеалов Возрождения и эстетические принципы маньеризма. Эстетика Нового времени. Барокко и классицизм. Эстетические принципы Сам. работа 3 18 ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.3. Эстетические представления народов древнего Востока: эстетика Египта, Китая, Индии. Связь эстетических представлений с религиозно-философской мыслью Практические 3 8 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Философская эстетика и основные направления искусства 19 - 20 вв.
3.1. Основные направления искусства 19 века. Романтизм, реализм, натурализм.Эстетические идеи немецкой классической философии. «Дионисийское» и «аполлоновское» начала человеческой культуры Лекции 4 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.2. Философско-эстетический анализ работы Н. А. Бердяева "Кризис искусства" Сам. работа 4 17 ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.3. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории 20 в. Эстетические основания художественной практики модернизма. Кубизм, футуризм и абстракционизм. Сам. работа 4 10 ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.4. Прочитать отрывок из романа М. Кантора «Учебник рисования» (на сайте). Написать рецензию о взглядах автора на авангардизм в искусстве. Сформулировать и обосновать свои оценки. Практические 4 12 ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.5. Период имплицитной эстетики в мировой эстетической мыли Сам. работа 4 29 ПК-6 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич П.С, Эстетика: учебник для студентов высших учебных заведений М.: ЮНИТИ-ДАНА // ЭБС "Университетская библтиотека online", 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская, В.Д. Иванов, В.В. Иванов Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства : М. : Прогресс-Традиция // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб «Этика-Эстетика-Дизайн hse.nnov.ru
Э2 Этика и эстетика newetika-estetika.ru
Э3 Эстетика как наука estetika.ucoz.com
Э4 ?stheticstv (Канал новостей культурной жизни) aestheticstv.ru
Э5 Мастерская Анатолия Осмоловского: теория, искусство, политика osmopolis.ru
Э6 Изобразительное искусство. История, стили, художники, картины www.arthistory.ru
Э7 Искусство. Всеобщая история искусств artyx.ru
Э8 Культура и искусство: http://www.abc-people.com/typework/art/ www.abc-people.com
Э9 Курс в Moodle "Эстетика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Система управления обучением "Moodle" - https://moodle.org/
5. Электронно-библиотечная система издательства «Лань», https://e.lanbook.com/
6. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/index.php?page=main_ub_red

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Изучение данной дисциплины предполагает, помимо основной и дополнительной литературы и интернет-ресурсов, указанных в программе, также использование источников (текстов, видеоресурсов), представленных в системе Moodle, и разнообразных ресурсов по темам курса (интернет-галерей, музеев, специализированных сайтов и пр.) особенно при подготовке презентаций.
2. Презентации, сопровождающие доклады, должны наглядно иллюстрировать основные тезисы выступления, особенно если тема связана с изобразительным искусством, архитектурой, дизайном. Рекомендуется внимательно подходить к отбору визуального материала. В случае, если в докладе представлено развитие музыкальной культуры того или иного периода, рекомендуется найти фрагменты музыкальных произведений.
3. При выполнении самостоятельных работ необходимо максимально подробно осветить все вопросы, отмеченные в задании, но не ограничиваться ими. Обязательным является наличие собственных оценок и выводов.