МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ДПИ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 84
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 84 84 84 84
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.иск., проф., Будкеев С.М.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1409)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Психология профессиональной деятельности» предназначена для формирования у студентов современного представления о профессионализме, навыков профессиональной коммуникации, с учетом понимания того, как работать в трудовом коллективе, отслеживания собственных психологических состояний, умения на практике применять рекомендации современной психологии профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью и готовностью использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских, научно-отраслевых работ, управления коллективом
ОПК-4 способностью и готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью принимать нестандартные решения, решать проблемные ситуации
ОПК-8 готовностью взаимодействовать с участниками образовательной деятельности и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о психологии профессиональной деятельности как о науке; о коммуникативном процессе в профессиональной сфере и его взаимодействии; о месте человека в процессе коммуникации, а также о собственной профессиональной позиции; сущность, содержание и методы профилактики профессиональных стрессов;
− особенности организации и проведения психологического обеспечения профессиональной деятельности;
− основы профессиональной психореабилитации;
− виды и особенности проявления профессиональных деформаций личности,условия их преодоления;
− пути, условия сохранения психического здоровья работников в процессе осуществления профессиональной деятельности, состояние и тенденции развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности предприятия или организации в персонале
3.2.Уметь:
3.2.1.практически применять рекомендации современной психологической науки по повышению эффективности межличностного и группового взаимодействия. осуществлять психологическое сопровождение профессионального становления личности: поддержку, стимулирование и помощь в течение всей профессиональной жизни человека; профконсультирование, личностно-развивающие технологии профессионального образования, аттестацию, психотехнологии профессионального роста, профессиональную коррекцию и реабилитацию, психологическую подготовку к уходу из профессии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть различными формами, видами, средствами и приемами организации профессиональной деятельности и ее исследования; навыками разработки методических, прикладных материалов, необходимых для
организации, структурирования и оценки эффективности профессиональной деятельности, проведения психологического наблюдения и прогнозирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концептуальные основы профессиональной деятельности
1.1. Основные понятия профессиональной деятельности Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.2. Место профессионального обучения в системе образования Практические 2 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.3. Выявление оснований для принятия управленческого решения. Сам. работа 2 18 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.4. Прикладные аспекты психологии профессиональной деятельности. Практические 2 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
1.5. Методы структурирования объектов управления в образовательной среде. Сам. работа 2 18 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Формирование профессиональной позиции.
2.1. Самоопределение и целеполагание в профессиональной среде. Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.2. Определение критериев результативности профессиональной деятельности.Профессиональная диагностика. Сам. работа 2 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.3. Эмоциональные реакции и социальная регуляция. Сам. работа 2 6 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.4. Основные направления профессионального консультирования. Сам. работа 2 18 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
2.5. Методологические основы психологии профессиональной деятельности. Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Коммуникативное взаимодействие в профессиональной среде
3.1. Экопсихологический подход к проблеме взаимодействия человека и среды Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.2. Психологические особенности кризисов в профессиональном становлении личности. Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.3. На примерах показать значение саморегуляции для результатов профессиональной деятельности. Сам. работа 2 22 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.4. Профессиональная реабилитация личности. Практические 2 2 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1
3.5. Зачет 2 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.И. Корытченкова, Т.И. Кувшинова Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие КемГУ// ЭБС Лань, 2012 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Костюк, Н.В. Педагогика профессионального образования: учеб.пособие КемГИК // ЭБС Лань, 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психология профессиональной деятельности kubsau.ru
Э2 Человек и профессия www.studfiles.ru
Э3 Структура профессиональной деятельности www.studmed.ru
Э4 Электронный курс Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

С целью доработки необходимо в первую очередь прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки. Расшифровать не принятые ранее сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения, возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи. Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.
Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу с карандашом в руках всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля. Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному анятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
-ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.