МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Специальная оценка условий труда
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-12345-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 74
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 74 74 74 74
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Егорова Людмила Сергеевна

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Специальная оценка условий труда

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016г. №246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.- ознакомление с порядком проведения специальной оценки условий труда на производстве;
- подготовка специалистов к комплексной оценке каждого рабочего места на его соответствие гигиеническим нормативам;
- освоение правил заполнения необходимой отчетной документации;
- изучение основных методик измерения вредных и опасных производственных факторов рабочей среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: владением компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления)
ОК-3: владением компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, свободы и ответственности)
ОК-15: готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
ОПК-3: способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности
ПК-9: готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики
ПК-10: способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях
ПК-11: способностью организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды
ПК-12: способностью применять действующие нормативные правовые акты для решения задач обеспечения безопасности объектов защиты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- законодательные и нормативно-технические акты, регулирующие порядок проведения специальной оценки условий труда;
- порядок проведения и подготовки к проведению специальной оценки условий труда;
- нормирование воздействия различных вредных и опасных производственных факторов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- пользоваться правовой и нормативно-технической документацией по вопросам безопасности труда;
- анализировать и оценивать опасные и вредные факторы производственного процесса и оборудования;
- подготавливать основную отчетную документацию по специальной оценки условий труда;
- пользоваться библиотечными ресурсами университета и города;
- пользоваться интернет-ресурсами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- ориентироваться в основных нормативно-правовых актах;
- методиками оценки опасных и вредных факторов производственного процесса и оборудования;
- организовать выбор средств защиты человека на конкретном производстве;
- оценивать вероятность токсического, энергетического или комбинированного воздействий опасных и вредных производственных факторов;
- организовывать выбор средств индивидуальной и коллективной защиты человека.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация специальной оценки условий труда на производстве
1.1. Организация специальной оценки условий труда на производстве Лекции 5 4 ОК-2, ОК-3, ОК-15, ОПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
1.2. Организация специальной оценки условий труда на производстве Сам. работа 5 8 ОК-2, ОК-3, ОК-15, ОПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Порядок проведения специальной оценки условий труда на производстве Практические 5 2 ОК-2, ОК-3, ОК-15, ОПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Порядок проведения специальной оценки условий труда на производстве Сам. работа 5 6 ОК-2, ОК-3, ОК-15, ОПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Гигиеническая оценка условий труда на рабочих местах
2.1. Гигиеническая оценка условий труда на рабочих местах Лекции 5 4 ОК-2, ОК-3, ОК-15, ОПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
2.2. Оценка условий труда по химическим факторам Практические 5 4 ОК-2, ОК-3, ОК-15, ОПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л2.2, Л1.1
2.3. Оценка условий труда по химическим факторам Сам. работа 5 6 ОК-2, ОК-3, ОК-15, ОПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Оценка условий труда по виброакустическим факторам, показателям световой среды Практические 5 2 ОК-2, ОК-3, ОК-15, ОПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Оценка условий труда по виброакустическим факторам, показателям световой среды Сам. работа 5 6 ОК-2, ОК-3, ОК-15, ОПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Оценка условий труда по показателям воздействия неионизирующих электромагнитных полей и ионизирующих полей Практические 5 2 ОК-2, ОК-3, ОК-15, ОПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л2.2, Л1.1
2.7. Оценка условий труда по показателям воздействия неионизирующих электромагнитных полей и ионизирующих полей Сам. работа 5 12 ОК-2, ОК-3, ОК-15, ОПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Оценка условий труда по показателям микроклимата Практические 5 2 ОК-2, ОК-3, ОК-15, ОПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л2.2, Л1.1
2.9. Оценка условий труда по показателям микроклимата Сам. работа 5 6 ОК-2, ОК-3, ОК-15, ОПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.10. Оценка условий труда по показателям напряженности и тяжести трудового процесса Практические 5 2 Л2.2, Л1.1
2.11. Оценка условий труда по показателям напряженности и тяжести трудового процесса Сам. работа 5 10 ОК-2, ОК-3, ОК-15, ОПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты
3.1. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты Лекции 5 2 ОК-2, ОК-3, ОК-15, ОПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
3.2. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты Практические 5 2 ОК-2, ОК-3, ОК-15, ОПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л2.2, Л1.1
3.3. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты Сам. работа 5 10 ОК-2, ОК-3, ОК-15, ОПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Комплексная оценка состояния условий труда
4.1. Комплексная оценка состояния условий труда Лекции 5 2 ОК-2, ОК-3, ОК-15, ОПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.1
4.2. Комплексная оценка состояния условий труда Практические 5 2 ОК-2, ОК-3, ОК-15, ОПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л2.2, Л1.1
4.3. Комплексная оценка состояния условий труда Сам. работа 5 10 ОК-2, ОК-3, ОК-15, ОПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.4. Зачет 5 4 ОК-2, ОК-3, ОК-15, ОПК-3, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
В приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Анохин А. В., Иванов Г. С. Специальная оценка условий труда (СОУТ) как социально-экономическая основа улучшения условий труда работников: Научные монографии Директ-Медиа, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=441218
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каракеян В.И., Никулина И.М. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A53169BF-7E2A-46ED-AAA5-074540CC4D9E
Л2.2 Вишняков Я.Д. - отв. ред. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/E3079C99-4DC0-45EA-9086-F812D9353B52
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
Э2 http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
Э3 http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
Э4 http://www.gpntb.ru ГПНТБ Государственная публичная научно-техническая библиотека
Э5 http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
Э6 http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
Э7 http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
Э8 http://www.chem.msu.su Электронная библиотека на сервере химфака МГУ
Э9 http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ
Э10 http://www.kge.msu.ru Библиотеки химической литературы
Э11 http://www.chem.port.ru/
Э12 http://www.ars.org/portalchemistry/
Э13 http://www.pstlib.nsc.ru/
Э14 http://www.poiskknig.ru
Э15 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3795
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для студентов закреплены в приложении.