МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы профессионального образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ДПИ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. иск., доцент, О.А. Шелюгина

Рецензент(ы):
к. иск. , доцент, И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы профессионального образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1409)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к. иск. И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к. иск. И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.создать условия для формирования нового педагогического мышления на основе расширения научного кругозора студентов в области современных технологий профессионального образования для решения образовательных задач, ориентированных на практическую деятельность в предметной области знаний

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью и готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью принимать нестандартные решения, решать проблемные ситуации
ПК-5 способностью и готовностью формировать ценности, культуру обучающихся, общую политику профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования
ПК-6 способностью и готовностью организовывать и управлять процессом профессиональной ориентации молодежи на получение рабочей профессии (специальности) для различных видов экономической деятельности
ПК-9 способностью и готовностью исследовать потребности в образовательных услугах различных категорий обучающихся
ПК-10 способностью и готовностью выявлять требования работодателей к уровню подготовки рабочих (специалистов)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность понятия "контроль качества образования", основные критерии качества профессионального образования и их связь с требованиями работодателей к уровню подготовки специалистов, методы определения потребности в образовательных услугах, особенности современного социокультурного контекста развития профессионального образования
3.2.Уметь:
3.2.1.определять факторы профессионального самоопределения и степень личной ответственности в этом процессе, определять личные образовательные приоритеты, строить личный образовательный маршрут, определять роль проектов академической мобильности в развитии мировых образовательных услуг, соотносить особенности развития современного российского образования с результатами Болонского процесса в европейском образовании, определять потребность в образовательных услугах лиц с ограниченными физическими возможностями, соотносить профессиональные компетенции с требованиями работодателей к уровню подготовки специалистов, строить личный образовательный маршрут с учетом ситуации на рынке труда и требований работодателей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.развития профессиональной мобильности учащихся, навыки выявления требований работодателей к подготовке специалистов в контексте процессов глобализации и развития информационных технологий, навыки моделирования образовательных проектов, направленных на обеспечение требований работодателей к уровню подготовки специалистов, навыки индивидуализации и дифференциации обучения, разработки образовательных проектов в контексте Болонского процесса в европейском образовании, навыки адаптации лиц с ограниченными физическими возможностями к учебному процессу в профессиональном образовании, приемы формирования личной социальной и этической ответственности за принятие решений в сфере профессионального развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные направления развития современного образования
1.1. Современные тенденции развития образования Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Письменная работа "7 важных проблем профессионального образования" Сам. работа 2 8 ОПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.3. Эссе "Проблемы инклюзивного образования в российской высшей школе" Сам. работа 2 8 ОПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.4. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 8 ОПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.5. Требования работодателей к уровню подготовки специалистов как фактор модернизации образования Практические 2 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Непрерывное образование как способ адаптации к меняющимся реалиям профессионального мира
2.1. Понятие непрерывного образования Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 8 ОПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Профессиональные и универсальные поведенческие навыки. Компетенции. Практические 2 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.4. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 4 ПК-9 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.5. Роль современных информационных технологий в развитии непрерывного образования Практические 2 4 ПК-9 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.6. Эссе "Критерии качества и эффективность профессионального образования" Сам. работа 2 6 ПК-10 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Российское образование в контексте мирового образовательного пространства
3.1. Влияние мировых тенденций развития образовательного пространства на отечественную систему образования. Понятие интеграции. Болонский процесс. Модели образования в России и за рубежом, заданные Болонским соглашением. Практические 2 2 ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
3.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 8 ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
3.3. Особенности систем профессионального образования зарубежных стран Сам. работа 2 6 ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
3.4. Международные образовательные программы Сам. работа 2 8 ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Философские аспекты развития современного образования
4.1. Предметная область философии образования. Практические 2 2 ПК-9 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
4.2. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 2 8 ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
4.3. Ценностно-целевые основания современной педагогики. Пути развития отечественной системы образования в свете мировых процессов. Практические 2 2 ПК-9 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
4.4. Выполнение итогового теста и подготовка к зачету Сам. работа 2 14 ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
4.5. Зачет 2 4 ОПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-10 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зинурова, Р.И. Стратегии развития системы высшего образования: международный опыт и российская практика : учебное пособие Казань : КНИТУ, ЭБС "Лань", 2011 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Оськина, С.Д. Высшее образование и карьера : учебно-методическое пособие Омск : ОмГУ, ЭБС "Лань", 2012 https://e.lanbook.com/book/12878.
Л2.2 Б.Р. Мандель Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре : учебное пособие для обучающихся в магистратуре М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455509
Л2.3 Джуринский, А.Н. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы : монография Москва : Издательство "Прометей", 2017 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сборник работ Современное образование: теория и практика: сборник учебно-методических работ. М., Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональное образование в современном мире: научный журнал www.sibran.ru
Э2 Электронный курс на Открытом образовательном портале АлтГУ "Современные проблемы профессионального образования": https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2107 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.