МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая профилактика и реабилитация зависимого поведения
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 42 42 42 42
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Неверова Галина Юрьевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Психологическая профилактика и реабилитация зависимого поведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование представлений о подходах к изучению алкогольной и наркоманических аддикций;
- формирование компетентности в способах диагностики и методах психологического вмешательства при алкогольной и наркоманических аддикциях;
- формирование профессиональной компетентности психолога в вопросах коррекции алкоголь- и нарко- зависимого поведения;
- понимание профессиональых возможностей вмешательства при аддикциях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПСК-3.11: способностью и готовностью к применению современных методов оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами, а также членов их социальных сетей
ПСК-3.12: способностью и готовностью к взаимодействию с работниками в области охраны психического здоровья, с работниками экспертных организаций и учреждений социальной защиты населения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- иметь представление о психологических механихмах формирования зависимости от психоактивных
- знать основные диагностические критерии формирования зависимости от психоактивных веществ
- иметь представление о здоровом образе жизни
- знать психологические методы формирования здорового образа жизни
3.2.Уметь:
3.2.1.- уметь применять критерии оценки формирования зависимости от психоактивных веществ
- уметь составлять психологическое заключение в контексте формирования зависимости
- уметь использовать знания о формировании здорового образа жизни в профессиональной деятельности
- уметь применять методы психологичесчкого вмешательства при формировании зависимости от психоактивных веществ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть способами оценки формирования психологической зависимости от психоактивных веществ
- владеть средствами оценки эффективности психологического вмешательства при формировании зависимости от психоактивных веществ
- владеть способами психологической оценки состояния личности при зависимости от психоактивных веществ
- владеть методами психологического вмешательства при формировании зависимости от психоактивных веществ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Алкогольная и наркоманические аддикции как социальная и психологическая проблема
1.1. Социальные и психологические аспекты алкогольной аддикции. Лабораторные 9 4 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Международный опыт работы с аддикциями. Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Цели и задачи психологического вмешательства при алкольной и наркоманических аддикциях. Сам. работа 9 6 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Стадии алкогольной и наркотической зависимости. Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Рассмотреть клинико-психологические характеристики, качества личности, способствующие формированию зависимости в подростковом возрасте. Сам. работа 9 6 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Психологическая концепция алкогольной аддикции Б.С.Братуся. Алкоголь как стимулятор иллюзорно-компенсаторной деятельности. Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Составить характеристику опиодных наркоманий. Стадии, развитие, признаки. Употребление и эффекты. Дозы. Первичная диагностика. Сам. работа 9 6 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Понимание психологических особенностей кокаиновой нарко зависимости. Употребление и эффекты. Дозы. Первичная диагностика. Сам. работа 9 6 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Психологические составляющие алкогольной и наркоманических аддикций
2.1. Понятие алкоголизма. Распространенность. Мировая и российская статистика. Лабораторные 9 4 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Генетика и средовые факторы в формировании аддикций. Сам. работа 9 6 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Алкогольные поражения пищеварительной системы: изменения и поражения печени, поджелудочной железы. Лабораторные 9 4 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Алкогольные поражения сердечно-сосудистой системы, системы иммунной защиты. Сам. работа 9 6 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Алкогольное поражение нервной системы. Лабораторные 9 4 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Патогенетические механизмы развития алкогольной зависимости. Сам. работа 9 6 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Метаболизм алкоголя в организме. Системы и ферменты метаболизма алкоголя. Лабораторные 9 4 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Рассмотрение понятий: толерантность, абстинентный синдром. Сам. работа 9 4 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Рассмотрение психологических особенностей зависимости от производных конопли (марихуана, гашиш). Лабораторные 9 4 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Изучение принципов общественных программ реабилитации и профилактики алкогольной и наркоманических аддикций (например, группы анонимных алкоголиков АА). Сам. работа 9 4 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Ознакомление с основными психическими расстройствами, возникающими в результате злоупотребления психически активными веществами: алкогольные психозы, делирий. Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Подходы к психологической профилактике аддикций
3.1. Подходы к психологической профилактике аддикций Сам. работа 9 4 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Изучение вариантов постановки диагноза алкогольной и наркоманических зависимостей в МКБ-10 и DSM-IV Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Проанализировать возможности фармакологического подхода в лечении аддикций Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Изучение особенностей когнитивно-поведенческого подхода в профилактике и реабилитации аддикций. Сам. работа 9 4 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Рассмотреть базовые концепции профилактики зависимого поведения. Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Изучить основные когнитивные компоненты профилактики аддикций: самоэффективность, целеполагание. Сам. работа 9 4 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Составить список основных принципов формирования мотивации на позитивные изменения в контексте аддикций. Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Изучите основные стадии позитивного изменения поведения при аддикциях (Д.Прохазка, К.Ди Клементе). Сам. работа 9 4 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Сформулируйте смысл теории жизненных навыков в контексте профилактики аддикций (А.Бандура, Р.Джессор, Д.Ботвин). Лабораторные 9 2 ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Определение понятий «аддикция», «зависимость», «зависимое поведение», «средства аддикций». Основные подходы, объясняющие эти феномены.
2. Разновидности аддикций: фармакологические и субстанциональные, химические и не-химические зависимости.
3. Виды и формы данных разновидностей зависимого поведения.
4. Психофизиологическая суть аддиктивного поведения.
5. Социальные причины аддикции: роль семейной ситуации, статусные проблемы, влия-ние референтных групп, средств массовой информации и т.д.
6. Понятие, история возникновения и развития термина, «созависимость».
7. Причины и механизм формирования созависимости.
8. Основные характеристики созависимости (трудность в принятии решений, нечеткая граница Я, зависимость от оценки окружающих, отношения прилипания, эгоцентризм и т.д.).
9. Формы и виды созависимости.
10. Способы профилактики и коррекции созависимости
11. Понятие «созависимый человек», социально-психологические признаки.
12. Основные направления и формы профилактики зависимого поведения.
13. Первичная, вторичная и третичная профилактика зависимого поведения.
14. Общая и специальная профилактика.
15. Пути и способы выхода из зависимости.
16. Факторы, мешающие излечению.
17. Основные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; социальное обучение; организация альтернативной деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных по-следствий зависимого поведения.
18. Социально-психологическая коррекция зависимого поведения.
19. Основные направления коррекционной работы.
20. Стратегии коррекционного вмешательства при различных формах аддиктивного поведения.
21. Коррекционная программа: функции, задачи, методика составления. Оценка результативности.
22. Индивидуальная и групповая коррекционные программы.
23. Способы и методы профилактики и коррекции аддикций.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Аддиктология как отрасль научного знания.
2. Зависимое поведение: психологическая и физическая зависимость от психоактивных веществ.
3. Определение «аддиктивное поведение», виды и уровни.
4. Основные виды зависимого поведения, определения, характеристика.
5. Характеристика объективных факторов зависимого поведения несовершеннолетних.
6. Субъективные факторы поведенческих зависимостей.
7. Механизм формирования зависимого поведения, содержание этапов.
8. Созависимое поведение: определение, причины, виды, способы профилактики.
9. Основные подходы к осуществлению коррекционной деятельности в области зависимого поведения.
10. Наркотическая аддикция.
11. Стадии алкогольной аддикции: психологические и психовегетативные симптомы
12. Метаболизм этанола в организме.
13. "Азиатский ген": особенности формирования зависимости.
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л.М. Барденштейн, А.В. Молодецких, Ю.Б. Можгинский, Н.И. Беглянкин, Г.А. Алёшкина Алкоголизм, наркомании и другие психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ: учебное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2015 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970434468.html
Л1.2 Мандель Б. Р. Аддиктология (ФГОС ВПО): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=233060
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бузина Т. С. Психологическая профилактика наркотической зависимости: Научные монографии Когито-Центр, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=430527
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 Психологическая профилактика и реабилитация зависимого поведения https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7359
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выполнении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по курсу профилактика наркоманий и алкоголизма, составлять развернутый конспект рассматриваемых тем.
Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей качественной подготовке по конкретному разделу дисциплины.
Перечисленные ниже проблематики тем контролируемой самостоятельной работы студента направлены на углубленное изучение и закрепление знаний студента в области нейропсихологии, на формирование навыков анализа проблематики идентичности.

Методические указания студентам для подготовки к практическим занятиям
В рамках дисциплины «Профилактика наркоманий и алкоголизма» на практические занятия выносятся следующие темы:
 Понимание психологических особенностей кокаиновой нарко зависимости. Употребление и эффекты. Дозы. Первичная диагностика;
 Анализ концепции алкогольной аддикции (Б.С.Братуся) - Алкоголь как стимулятор иллюзорно-компенсаторной деятельности;
 Изучение вариантов постановки диагноза алкогольной и наркоманических зависимостей в МКБ-10 и DSM-IV;
 Сформулируйте смысл теории жизненных навыков в контексте профилактики аддикций (А.Бандура, Р.Джессор, Д.Ботвин);
 Рассмотреть основные положения концепции социальной поддержки (Ваукс А., 1990, Вилле Т., 1990, Сирота Н.А., 1994, Ялтонский В.М., 1995);
 Изучить концепцию стратегий решения проблем (Дзуриллы Т. и Гольфрида М.);
 Рассмотреть основные принципы профилактической работы с алкогольной зависимостью в обществе Анонимных Алкоголиков (АА);
На практических занятиях по профилактике наркоманий и алкоголизма рассматриваются вопросы формирования зависимости а также психологических методов вмешательства и помощи зависимым. Практическая работа студентов на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений и навыков, анализу подходов к работе с зависимостями. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект предложенных текстов по рассматриваемой проблематике, выделять важные и второстепенные признаки исследуемых явлений.
На практических занятиях, посвященных подходам психологического вмешательства при аддикциях, студентам необходимо выслушивать доклады одногруппников, формулировать и задавать вопросы по проблемным аспектам теории, предлагать варианты их методологических решений.
На практических занятиях, посвященных рассмотрению психоактивных веществ, студентам предлагается оценивать и запоминать дозы употребления: летальные, максимальные; симптоматику употребления, опьянения и абстиненции.
К каждому практическому занятию студенты получают возможность сделать доклад по предложенным темам. На самом занятии они должны слушать и анализировать доклады сокурсников для участия в последующем обсуждении проблемы.
По итогам заслушанных выступлений студентам выставляются баллы, которые при необходимости трансформируются в оценки. Так за качественный и полный ответ, с примерами, выделением четких особенностей концепций выставляется 75 – 100 баллов (оценка «отлично»).
При достаточно содержательном ответе, но без примеров, либо с присутствием путаницы при дифференцировании основных понятий и принципов выставляется от 50 до 74 баллов (оценка «хорошо»).
А при плохом знакомстве с материалом предложенных тестов, при некачественно подготовленном выступлении, не выделении четких принципов той или иной концепции идентичности, а также неумении сформулировать вывод по содержанию своего выступления - выставляется от 25 до 49 баллов (оценка «удовлетворительно»).