МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильИстория отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_ИИ-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 183
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 183 183 183 183
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.иск., проф., Будкеев С.М.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 г. № 1404)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства» являются:
– формирование комплексного представления студента о механизмах функционирования художественного произведения;
– расширение и углубление исторических курсов искусствоведческой специальности;
– изучение основной проблематики современной истории и теории искусства в контексте философских, эстетических подходов.

Для достижения цели ставятся задачи:
Освоить комплекс знаний, умений, навыков, необходимых для профессиональной деятельности в области искусствоведения;
Изучить необходимые определения, термины, дефиниции;
Исследовать принципы, теории, концепции, тенденции развития истории и теории искусства в контексте культурно-исторических эпох;
Сформировать умения ведения дискуссии, аргументирования выработанных точек зрения по изучаемым проблемам;
Выработать навыки самостоятельной работы по проблемам истории и теории искусства;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Способы, методы и средства поиска новых идей и подходов к изучаемым проблемам. Иметь представление о технологиях ведения дискуссий, семинаров, круглых столов.
Русский язык в объёме, необходимом и достаточном для профессионального общения, написания научных статей, научных исследований, методической литературы. Обладать широким словарным запасом, достаточным для аналитической работы, проведения экскурсий, публичных лекций. Иностранный язык в объёме, необходимом и достаточном для чтения профессиональной литературы.
Объём информации, достаточный для свободной ориентации в гуманитарных науках (история, литература, музыкальное и театральное искусство), социальных науках (социология, культура и искусство различных социальных, ментальных социумов), экономических науках.
Ведущие отечественные и зарубежные теории, течения, тенденции в теории искусства и смежных направлениях. Современные научные стратегии и методологические принципы философов, культурологов, социологов и искусствоведов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Самостоятельно систематизировать изучаемый материал, и на этой основе выявлять перспективные направления дальнейшего развития проблематики. Находить наиболее существенные признаки изучаемого явления и осуществлять поиск расширения границ исследуемого материала.
Вести дискуссию с привлечением разнообразной искусствоведческой, философской, социологической терминологии.
Осуществлять экспертные работы в области архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Выделять общее, единичное, особенное в теориях, концепциях авторов искусствоведческого направления. Самостоятельно исследовать произведение искусства с точки зрения принадлежности к тому или иному направлению. Аргументировать свою научную позицию на основе глубокого знания теории искусства.
Подготовить и провести с максимальной результативностью научный семинар, конференцию. Выявить наиболее существенное в профессиональном общении коллег и применить это в научной практике. Подготовить и отредактировать научную работу уровня тезисов, статьи, курсовой, дипломной, магистерской работы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками обобщения, систематизации полученных знаний на уровне научного исследования. Работы с научной литературой по заданной проблеме и обобщения выводов с приращением знаний, умений.
Навыками делового общения с коллегами. Навыками ораторской речи, ведения дискуссии с привлечением аргументации, лексики, содержания из смежных наук. Cпособностью ориентироваться в содержании общения на международных конференциях и иных форумах, проводимых на иностранном языке.
Навыками искусствоведческой экспертизы, оформлением соответствующей документации. Навыками составления аналитических работ с привлечением соответствующих знаний, умений.
Навыками анализа и обобщения ведущих теоретических разработок отечественных и зарубежных учёных. Методологией научного исследования в части аксиологии, культурно-исторической теории, системного подхода, семиотического подхода, культурологического подхода и иных методологических теорий, идей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ЕГО СПЕЦИФИКА
1.1. Теория искусства как система общих и универсальных понятий, прилагаемых к искусству. Лекции 1 2 ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1
1.2. Теоретическое знание и его специфика Сам. работа 1 24 ПК-2 Л1.1, Л3.1
1.3. Художественный образ Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1, Л3.1
1.4. Художественный образ Сам. работа 1 18 ПК-2 Л1.1, Л3.1
1.5. Художественное восприятие Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1, Л3.1
1.6. Художественное восприятие Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л3.1
1.7. Художественное восприятие Сам. работа 1 11 ПК-2 Л1.1, Л3.1
1.8. Изобразительная деятельность Сам. работа 1 18 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.9. Изобразительная деятельность Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л3.1
1.10. Изобразительная деятельность Сам. работа 1 18 ПК-2 Л1.1, Л3.1
1.11. Форма и содержание в изобразительном искусстве Лекции 1 1 ПК-2 Л1.1, Л3.1
1.12. Форма и содержание в изобразительном искусстве Сам. работа 1 18 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.13. Пространство в изобразительном искусстве Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1, Л3.1
1.14. Пространство в изобразительном искусстве Практические 1 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.15. Пространство в изобразительном искусстве Сам. работа 1 18 ПК-2 Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Содержательные компоненты художественного произведения
2.1. Время в искусстве Сам. работа 1 18 ПК-2 Л1.1, Л3.1
2.2. Световые и цветовые отношения Лекции 1 2 ПК-2 Л1.1, Л3.1
2.3. Световые и цветовые отношения Практические 1 2 ПК-2 Л1.1, Л3.1
2.4. Цветовые и тоновые отношения Сам. работа 1 18 ПК-2 Л1.1, Л3.1
2.5. Содержание художественного произведения Лекции 1 1 ПК-2 Л1.1, Л3.1
2.6. Содержание художественного произведения Практические 1 4 ПК-2 Л1.1, Л3.1
2.7. Содержание художественного произведения Сам. работа 1 22 ПК-2 Л1.1, Л3.1
2.8. Экзамен 1 9 ПК-2 Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 сборник научных трудов. Искусство и искусствоведение: теория и опыт: в поисках художественного образа: сборник научных трудов.: сборник научных трудов. Кемерово : КемГИК, ЭБС Лань, 2016 https://e.lanbook.com/book/99322
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мелехова К.А., Л.И. Нехвядович, Т.М. Степанская Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века: монография Барнаул: ИП Колмогоров И.А.// ЭБС АлтГУ, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/483
Л2.2 Ванеян С.С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии : учебное пособие М.: Прогресс-Традиция //ЭБС "Унивесритетская библиотека он-лайн", 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=102734
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Л. И. Нехвядович Актуальные проблемы методологии истории искусства: рабочая программа дисциплины Изд-во АлтГУ,, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1614
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Междисциплинарные подходы в современной теории и истории искусства: проблемы подготовки магистров-искусствоведов https://sibac.info/conf/philolog/xlviii/42169
Э2 Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства http://www.sgu.ru/structure/imimo/courses/master-istoriya-kultury-i-iskusstva/mezhdisciplinarnye-podhody-v-sovremennoy-istorii-i
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-выполнение практических графических художественно-творческих работ;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.