МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Музей как хранитель культурного наследия. Мемориальные музеи
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильИстория отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_ИИ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Музей как хранитель культурного наследия. Мемориальные музеи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 г. № 1404)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины Музей как хранитель культурного наследия. Мемориальные музеи является формирование исторической памяти, восприятие и понимание культурного наследия как базовой ценности
- дать общие понятия: «музей», «наследие», «мемориальный музей»;
- показать специфику мемориальных музеев, комплексов, усадеб;
- определить классификацию мемориальных музеев;
- познакомить студентов с мемориальными музеями региона.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ, в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
ПК-5: способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю развития мемориальных музеев;
- тексты, в которых представлены различные теоретико-методологические подходы и концепции историко-культурного наследия;
- специфику провинциального историко-культурного наследия;
- основные направления формирования мемориального пространства;
Общие понятия дисциплины; основные закономерности профессиональной музейной деятельности; основные периоды исторического развития музейного дела России, место и роль российских музеев во всемирно- историческом процессе; основные факты музееведения, события, имена основных деятелей по сохранению историко-культурного наследия;
Основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственной музейной политики;
Природу и сущность музея, Сущность и содержание основных музейных понятий; Социальные функции музеев; Труды наиболее крупных ученых в области музееедения, музеологии, музейного дела
Исторические этапы становления и развития коллективной и национальной памяти, значение сохранения и передачи традиций культурного наследия; функции, назначение мемориальных музеев их место в музейном строительстве; основные формы культурно-образовательной музейной деятельности; местоположение мемориальных музеев региона терминологический аппарат, выработанный мировым музееведческим сообществом; историю становления музейного проектирования в России, социальные функции мемориальные музеев и современные подходы к их осуществлению; международную практику использования культурного наследия.
3.2.Уметь:
3.2.1.- строить мемориальную экспозицию в вузовской галерее;
- разрабатывать концепцию выставки, экспозиции;
- составлять каталог региональных мемориальных музеев
- характеризовать основные закономерности профессиональной музейной деятельности;
- выделять основные периоды исторического развития музейного дела России;
- сопоставлять музейные факты, события, даты
- определять музейную специфику России
-выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающихся ценностного отношения к прошлом
- применять информацию о достижениях наиболее крупных ученых в области музееведения, музеологии, музейного дела;
- анализировать актуальные проблемы музейной государственной политики;
- участвовать в музейной деятельности и реализовывать инновационные музейные технологии;
- применять музейные идеи и функции в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности,
- эффективно работать с литературой по профилю
- применять научные исследования и материалы для определения перспективного и стратегического развития мемориальных музеев;
- выявлять наиболее выдающихся представителей в сфере культуры и искусства для перспективного развития мемориального пространства; ставить и решать задачи, связанных с реализацией искусствоведческих функций ализировать и осмысливать основные проблемы сохранения и использование историко-культурного наследия с учетом имеющихся музейных и источниковых данных; моделировать музейное мемориальное пространство, в том числе с использованием выставочных технологий; выражать профессиональную позицию по вопросам, касающихся влияния государственной политики на развитие мемориальных музеев; вести библиографическую работу с использованием современных информационных технологий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- специальными терминами и понятиями для осуществления изыскательной и просветительской деятельности;
- моделированием мемориального выставочного пространства
- навыками самостоятельного анализа проблем музейного дела и охраны природного и культурного наследия
- навыками организации и руководства индивидуальной научно-исследовательской работы студентов и работой научно-производственного коллектива.
- навыками правильного воспроизведения музейных терминов и понятий, фактов, событий, дат
- навыками анализа источников и литературы музейного характера
- навыками сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе музейного материала
- общей музейной культурой,
- основным понятийным аппаратом музееведения,
- навыками аргументированного изложения собственной точки зрения; способами ведения дискуссии об исторических этапах и особенностях мемориального строительства в России; концептуальными подходами для разработки профильных музеев.
- навыками разработки и реализации научно-практических программ сохранения историко-культурного наследия; музейными технологиями для актуализации художественного наследия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Музей-хранитель историко-культурного наследия. Феномен музея
1.1. Музей-хранитель историко-культурного наследия. Наследие как феномен музейной сферы Лекции 1 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1
1.2. Музей-хранитель историко-культурного наследия. Наследие как феномен музейной сферы Практические 1 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1
1.3. Музей-хранитель историко-культурного наследия. Наследие как феномен музейной сферы Сам. работа 1 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 2. Формы и методы популяризации культурного наследия
2.1. Формы и методы популяризации культурного наследия. Лекции 1 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1
2.2. Составление каталога по мемориальным коллекциям музеев Практические 1 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1
2.3. Составление каталога по мемориальным коллекциям музеев Сам. работа 1 14 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1
2.4. Изучение архивных фондов г. Барнаула (ул. Анатолия, 72) Сам. работа 1 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 3. Мемориальный музей в отечественной культуре
3.1. Мемориальный музей в отечественной культуре Сам. работа 1 2 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1
3.2. Деловая игра. Разрабатывать концепцию выставки Сам. работа 1 6 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1
3.3. Эссе «В чем смысл деятельности мемориального музея?» Практические 1 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1
Раздел 4. Проектирование в мемориальных музеях России
4.1. Мемориальные музеи Алтая в системе сохранения наследия Сам. работа 1 10 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1
4.2. Экспозиционное проектирование в мемориальных музеях России Сам. работа 1 10 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1
4.3. Каталог «Память культуры -культура памяти» Сам. работа 1 20 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1
4.4. Метод проектов. Формирование мемориального пространства Барнаула в ХХI веке. Сам. работа 1 12 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1
4.5. Конференция. Мемориальные музеи деятелей культуры и искусства: перспективы развития Сам. работа 1 14 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1
4.6. Зачет 1 4 ПК-1, ПК-5 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств
см. в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Г. Гребенникова Основы проектирования музейных экспозиций: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3360
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская Т. М. Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец XX - начало XXI в.): [монография] Барнаул : [Азбука], 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/245
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 [авт-сост. Л. А. Брагина] Музей как хранитель культурного наследия. Мемориальные музеи: рабочая программа дисциплины и методические рекомендации Фак. искусств, Каф. теории искусства и культурологии, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/574
Л3.2 авт.-сост. С. П. Грушин, И.И. Назаров История музейного дела России: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/942
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Архитектурные образы Сибири / АлтГУ. науч. б-ка; Центр мультимедиа технологий; Ин-т "Открытое о-во". Фонд Сороса-Россия, б. г.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM)
Э2 Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М.Шукшина http://www.shukshin.museum.ru
Э3 Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН (ГПНТБ СО РАН) http://www.spsl.nsc.ru/
Э4 Государственный мемориальный музей Г.С.Титова. http://www.bankfax.ru/news/77707/
Э5 Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. http://www.gmilika.ru/
Э6 Государственный художественный музей Алтайского края. http://muzei.ab.ru/
Э7 Достопримечательности России. Демидовская площадь в Барнауле. http://russights.ru/post_1348324352.html
Э8 Культурное наследие: интеграция ресурсов в мемориальном пространстве». Возможности объединения ресурсов главных хранителей культурного наследия – библиотек, архивов и музеев». http://virtualrm.spb.ru/ru/node/12642
Э9 Мемориальный музей В.И.Сурикова. http://www.gmilika.ru/
Э10 Музеи России. http://www.museum.ru/
Э11 Музеи Томской области: [Интернет-портал]. - : http://museums.tomsk.ru/ Система образования, воспитания и пропаганды в сфере историко-культурного и природного наследия томской области [Электронный ресурс]: [мультимедийная презентация / Рос. Союз ист. городов и регионов Адм. Том. обл. краевед. музей]. – Томск: б.и., 2004. – 1 электрон. опт. lиск (CD-ROM) : цв. – Загл. с этикетки опт. диска.
Э12 Музей-заповедник «Томская писаница». http://www.gukmztp.ru/
Э13 Научная библиотека Алтайского государственного университета. http://www.lib.asu.ru
Э14 Ольга Сапанжа. Преподаватель он-лайн. http://olgasapanzha.professorjournal.ru/
Э15 Художественная галерея искусств «Универсум». http://www.asu.ru/structure/faculties/art_dep/univers/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. в приложении