Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.04.03. История искусств |
Профиль | История отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства) |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_04_03_ИИ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 92 | 92 | 92 | 92 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины Музей как хранитель культурного наследия. Мемориальные музеи является формирование исторической памяти, восприятие и понимание культурного наследия как базовой ценности - дать общие понятия: «музей», «наследие», «мемориальный музей»; - показать специфику мемориальных музеев, комплексов, усадеб; - определить классификацию мемориальных музеев; - познакомить студентов с мемориальными музеями региона. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ПК-1 | способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ, в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры |
ПК-5 | способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | историю развития мемориальных музеев; - тексты, в которых представлены различные теоретико-методологические подходы и концепции историко-культурного наследия; - специфику провинциального историко-культурного наследия; - основные направления формирования мемориального пространства; Общие понятия дисциплины; основные закономерности профессиональной музейной деятельности; основные периоды исторического развития музейного дела России, место и роль российских музеев во всемирно- историческом процессе; основные факты музееведения, события, имена основных деятелей по сохранению историко-культурного наследия; Основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственной музейной политики; Природу и сущность музея, Сущность и содержание основных музейных понятий; Социальные функции музеев; Труды наиболее крупных ученых в области музееедения, музеологии, музейного дела Исторические этапы становления и развития коллективной и национальной памяти, значение сохранения и передачи традиций культурного наследия; функции, назначение мемориальных музеев их место в музейном строительстве; основные формы культурно-образовательной музейной деятельности; местоположение мемориальных музеев региона терминологический аппарат, выработанный мировым музееведческим сообществом; историю становления музейного проектирования в России, социальные функции мемориальные музеев и современные подходы к их осуществлению; международную практику использования культурного наследия. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - строить мемориальную экспозицию в вузовской галерее; - разрабатывать концепцию выставки, экспозиции; - составлять каталог региональных мемориальных музеев - характеризовать основные закономерности профессиональной музейной деятельности; - выделять основные периоды исторического развития музейного дела России; - сопоставлять музейные факты, события, даты - определять музейную специфику России -выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающихся ценностного отношения к прошлом - применять информацию о достижениях наиболее крупных ученых в области музееведения, музеологии, музейного дела; - анализировать актуальные проблемы музейной государственной политики; - участвовать в музейной деятельности и реализовывать инновационные музейные технологии; - применять музейные идеи и функции в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности, - эффективно работать с литературой по профилю - применять научные исследования и материалы для определения перспективного и стратегического развития мемориальных музеев; - выявлять наиболее выдающихся представителей в сфере культуры и искусства для перспективного развития мемориального пространства; ставить и решать задачи, связанных с реализацией искусствоведческих функций ализировать и осмысливать основные проблемы сохранения и использование историко-культурного наследия с учетом имеющихся музейных и источниковых данных; моделировать музейное мемориальное пространство, в том числе с использованием выставочных технологий; выражать профессиональную позицию по вопросам, касающихся влияния государственной политики на развитие мемориальных музеев; вести библиографическую работу с использованием современных информационных технологий. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - специальными терминами и понятиями для осуществления изыскательной и просветительской деятельности; - моделированием мемориального выставочного пространства - навыками самостоятельного анализа проблем музейного дела и охраны природного и культурного наследия - навыками организации и руководства индивидуальной научно-исследовательской работы студентов и работой научно-производственного коллектива. - навыками правильного воспроизведения музейных терминов и понятий, фактов, событий, дат - навыками анализа источников и литературы музейного характера - навыками сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе музейного материала - общей музейной культурой, - основным понятийным аппаратом музееведения, - навыками аргументированного изложения собственной точки зрения; способами ведения дискуссии об исторических этапах и особенностях мемориального строительства в России; концептуальными подходами для разработки профильных музеев. - навыками разработки и реализации научно-практических программ сохранения историко-культурного наследия; музейными технологиями для актуализации художественного наследия. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Музей-хранитель историко-культурного наследия. Феномен музея | ||||||
1.1. | Музей-хранитель историко-культурного наследия. Наследие как феномен музейной сферы | Лекции | 1 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
1.2. | Музей-хранитель историко-культурного наследия. Наследие как феномен музейной сферы | Практические | 1 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
1.3. | Музей-хранитель историко-культурного наследия. Наследие как феномен музейной сферы | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
Раздел 2. Формы и методы популяризации культурного наследия | ||||||
2.1. | Формы и методы популяризации культурного наследия. | Лекции | 1 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
2.2. | Составление каталога по мемориальным коллекциям музеев | Практические | 1 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
2.3. | Составление каталога по мемориальным коллекциям музеев | Сам. работа | 1 | 14 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
2.4. | Изучение архивных фондов г. Барнаула (ул. Анатолия, 72) | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
Раздел 3. Мемориальный музей в отечественной культуре | ||||||
3.1. | Мемориальный музей в отечественной культуре | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
3.2. | Деловая игра. Разрабатывать концепцию выставки | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
3.3. | Эссе «В чем смысл деятельности мемориального музея?» | Практические | 1 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
Раздел 4. Проектирование в мемориальных музеях России | ||||||
4.1. | Мемориальные музеи Алтая в системе сохранения наследия | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.2. | Экспозиционное проектирование в мемориальных музеях России | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.3. | Каталог «Память культуры -культура памяти» | Сам. работа | 1 | 20 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.4. | Метод проектов. Формирование мемориального пространства Барнаула в ХХI веке. | Сам. работа | 1 | 12 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.5. | Конференция. Мемориальные музеи деятелей культуры и искусства: перспективы развития | Сам. работа | 1 | 14 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
4.6. | Зачет | 1 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. в приложении |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Т. Г. Гребенникова | Основы проектирования музейных экспозиций: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Степанская Т. М. | Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец XX - начало XXI в.): [монография] | Барнаул : [Азбука], 2009 | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | [авт-сост. Л. А. Брагина] | Музей как хранитель культурного наследия. Мемориальные музеи: рабочая программа дисциплины и методические рекомендации | Фак. искусств, Каф. теории искусства и культурологии, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | авт.-сост. С. П. Грушин, И.И. Назаров | История музейного дела России: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата | Изд-во АлтГУ, 2015 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/942 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Архитектурные образы Сибири / АлтГУ. науч. б-ка; Центр мультимедиа технологий; Ин-т "Открытое о-во". Фонд Сороса-Россия, б. г.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM) | |||
Э2 | Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М.Шукшина | www.shukshin.museum.ru | ||
Э3 | Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН (ГПНТБ СО РАН) | www.spsl.nsc.ru | ||
Э4 | Государственный мемориальный музей Г.С.Титова. | www.bankfax.ru | ||
Э5 | Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. | www.gmilika.ru | ||
Э6 | Государственный художественный музей Алтайского края. | muzei.ab.ru | ||
Э7 | Достопримечательности России. Демидовская площадь в Барнауле. | russights.ru | ||
Э8 | Культурное наследие: интеграция ресурсов в мемориальном пространстве». Возможности объединения ресурсов главных хранителей культурного наследия – библиотек, архивов и музеев». | virtualrm.spb.ru | ||
Э9 | Мемориальный музей В.И.Сурикова. | www.gmilika.ru | ||
Э10 | Музеи России. | www.museum.ru | ||
Э11 | Музеи Томской области: [Интернет-портал]. - : http://museums.tomsk.ru/ Система образования, воспитания и пропаганды в сфере историко-культурного и природного наследия томской области [Электронный ресурс]: [мультимедийная презентация / Рос. Союз ист. городов и регионов Адм. Том. обл. краевед. музей]. – Томск: б.и., 2004. – 1 электрон. опт. lиск (CD-ROM) : цв. – Загл. с этикетки опт. диска. | |||
Э12 | Музей-заповедник «Томская писаница». | www.gukmztp.ru | ||
Э13 | Научная библиотека Алтайского государственного университета. | www.lib.asu.ru | ||
Э14 | Ольга Сапанжа. Преподаватель он-лайн. | olgasapanzha.professorjournal.ru | ||
Э15 | Художественная галерея искусств «Универсум». | www.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
см. в приложении |