МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая реабилитация в психиатрической и соматической клиниках
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 132
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9, 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) 5 (10) Итого
Недель 18 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 42 42 42 42 84 84
Сам. работа 66 66 66 66 132 132
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
доцент, Ларина Алена Владимировна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Психологическая реабилитация в психиатрической и соматической клиниках

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов представления об основах психологической
реабилитации больных в соматической и психиатрической
клиниках, а также в профилактике заболеваний.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПСК-3.10: способностью и готовностью к разработке и осуществлению личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации
ПСК-3.11: способностью и готовностью к применению современных методов оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами, а также членов их социальных сетей
ПСК-3.12: способностью и готовностью к взаимодействию с работниками в области охраны психического здоровья, с работниками экспертных организаций и учреждений социальной защиты населения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– основные принципы реабилитации и функционального
диагноза;
– основные психологические и социальные факторы, опосредствующие
влияние болезни на качество жизни и эффективность
лечения;
– основные мишени и уровни психологического вмешательства;
– механизмы и методы повышения комплайенс, поведения,
связанного со здоровьем;
– методы и приемы формирования и изменения внутренней
картины болезни у больных соматическими заболеваниями;
– особенности психологической реабилитации в разных возрастных
группах; особенности работы с разными явлениями
(боль, тревога и т.п.);
– цели, задачи и основные методы реабилитации в психиатрической
клинике; основные индивидуальные и групповые
методы восстановления критичности; основные методы
восстановления утраченных навыков и социальзации.
– возможности и ограничения социально-психологических
программ разных уровней;
– структуру и особенности социально-психологических программ
в сфере профилактики и лечения;
3.2.Уметь:
3.2.1.– выявлять основные мишени реабилитационных мероприятий
и предлагать программу реабилитации в соматической
и психиатрической клиниках;
– проводить диагностику социальных и психологических
факторов, лежащих в основе возникновения, течения и
хронификации заболевания, а также факторов-буферов,
способствующих эффективности лечения;
– самостоятельно анализировать существующие социально-
психологические программы и формулировать основные
положения программ психологической реабилитации с
учетом различных условий;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– методологией биопсихосоциального подхода применительно
к задачам реабилитации;
– навыками психологического анализа индивидуального
случая с целью подбора программы реабилитационных
мероприятий;
– навыками создания и верификации социально-психологических
программ реабилитации и профилактики с клинической
психологии и психологии здоровья.
– базовыми техниками индивидуальной и групповой реабилитации
больных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общее представление о реабилитации
1.1. Реабилитация: подходы к определению, виды реабилитации. Реабилитация и лечение, реабилитация и профилактика. Принципы и этапы реабилитации. Лабораторные 9 12 ПСК-3.10, ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Соотношение биологических и психосоциальных воздействий на разных этапах реабилитации. Сам. работа 9 12 ПСК-3.10, ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Особенности реабилитации психически больных. Лабораторные 9 12 ПСК-3.10, ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Функциональный диагноз как клиническая основа реабилитации. Биопсихосоциальная модель эффективности лечения и реабилитации. Сам. работа 9 12 ПСК-3.10, ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Субъективные и объективные критерии эффективности лечения. Субъективное благополучие, качество жизни и методы их оценки. Лабораторные 9 12 ПСК-3.10, ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Психологические и социальные факторы в структуре лечения и реабилитации
2.1. Роль психологических и факторов в опосредствовании влияния социальной ситуации болезни на качество жизни и эффективность лечения. Поведение, связанное со здоровьем. Комплайенс. Самоэффективность в отношении болезни. Плацебо-эффект. Социальная поддержка и эффективность лечения. Лабораторные 9 6 ПСК-3.10, ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Основные мишени и уровни психологического вмешательства: индивидуальный подход, модели диадического взаимодействия, групповые модели, общественные модели. Сам. работа 9 12 ПСК-3.10, ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Особенности психологического вмешательства, направленного на профилактику, эффективность лечения, реабилитацию, улучшение качества жизни и состояния. Сам. работа 9 12 ПСК-3.10, ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Рассмотреть и проанализировать примеры вмешательств и социальных программ. Сам. работа 9 12 ПСК-3.10, ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Психологическое сопровождение при соматических заболеваниях: модели и методы личностного уровня
3.1. Мотивационные модели и модели саморегуляции как основа психологического сопровождения при соматических заболеваниях. Сам. работа 9 6 ПСК-3.10, ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Факторы предрасположения к заболеванию, триггеры, факторы хронификации заболевания. Лабораторные 10 8 ПСК-3.10, ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Механизмы и методы повышения комплайенс. Теории изменения поведения, связанного со здоровьем Сам. работа 10 12 ПСК-3.10, ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Внутренняя картина болезни как «орган» саморегу- ляции в отношении заболевания. Психотерапевтические методы работы с внутренней картиной болезни
4.1. Структура и функции внутренней картины болезни при соматических заболеваниях. Психотерапевтические подходы и методы работы с уровнями внутренней картины болезни. Сам. работа 10 14 ПСК-3.10, ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Техники телесно- ориентированной терапии, релаксация, техники «осмысленной медитации». Техники гештальт-терапии, работа с переживанием, арт-терапия. Когнитивный уровень: обучение, когнитивная терапия, техники убеждения. Лабораторные 10 8 ПСК-3.10, ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.3. Особенности использования методов психотерапии на разных этапах реакции на заболевание. Сам. работа 10 14 ПСК-3.10, ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.4. Мотивационные изменения при хронических заболеваниях, сдвиг цели на мотив, самоограничительное поведение. Мотивационный уровень: мотивационное интервью, тренинги оптимизма и жизнестойкости, экзистенциальная терапия. Лабораторные 10 10 ПСК-3.10, ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Особенности психологического сопровождения в различных условиях
5.1. Психология боли. Самоограничительное поведение при боли («поведение боли») и методы его преодоления. Сам. работа 10 14 ПСК-3.10, ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.2. Особенности психологического сопровождения в разных возрастных группах Лабораторные 10 8 ПСК-3.10, ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Психологическая реабилитация в психиатрической клинике: функциональный диагноз и восстановительное лечение
6.1. Цели и задачи реабилитации в психиатрической клинике. Лабораторные 10 8 ПСК-3.10, ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3
6.2. Восстановительное лечение как этап реабилитации. Методы восстановления утраченных навыков и социализации. Восстановление психических функций: патопсихологическая коррекция. Методы когнитивной терапии. Структура групповых методов психотерапии. Группы социальной поддержки. Арт-терапия. Семейные исследования в психиатрии и их роль для реабилитации психически больных. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Сам. работа 10 12 ПСК-3.10, ПСК-3.11, ПСК-3.12 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Реабилитация: подходы к определению, виды реабилитации.
Особенности психологической реабилитации.
2. Соотношение биологических и психосоциальных методов на
разных этапах реабилитации. Особенности реабилитации
психически больных.
3. Биопсихосоциальная модель эффективности лечения и реабилитации.
4. Функциональный диагноз как клиническая основа реабилитации.
5. Применение субъективных и объективных критериев для
оценки эффективности психологической реабилитации в психиатрической
и соматической клиниках.
6. Психологические и социальные факторы, опосредствующие
влияние болезни на качество жизни и эффективность лечения.
Поведение, связанное со здоровьем.
7. Основные мишени и уровни психологического вмешательства.
8. Модели в рамках индивидуального подхода к реабилитации и
профилактике.
9. Модели диадического взаимодействия, их применение в реабилитации
и профилактике.
10. Групповые модели, их применение в реабилитации и профилактике.
11. Общественные модели, их применение в реабилитации и профилактике.
12. Факторы предрасположения к заболеванию, триггеры, факторы
хронификации заболевания.
13. Внутренняя картина болезни как «орган» саморегуляции в отношении
заболевания.
14. Психотерапевтические подходы и методы работы с уровнями
внутренней картины болезни.
15. Функциональный диагноз как системный анализ социальной
и психической адаптации больных и ее механизмов.
16. Методы восстановления утраченных навыков и социализации
при психических заболеваниях.
17. Психообразование при психических заболеваниях.
18. Роль структуры взаимоотношений в психиатрических отделениях
и их значение для организации реабилитации.
19. Организационные формы реабилитации психически больных:
трудотерапия, лечебно-трудовые мастерские и полустационарное
лечение.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Проектные задания
1. Анализ индивидуальных случаев с предложением основных
мишеней и этапов психологической реабилитации. Описание случаев и процесса реабилитации (из рекомендованной литературы).
2. Выполнение проектного задания включает самостоятельную
разработку и защиту социальной программы в сфере психологии
здоровья (профилактика, лечение и т.п.) или в сфере клинической
психологии (реабилитация больных с психическими
или соматическими заболеваниями). Мишень, целевая аудитория
и механизм воздействия выбираются, исходя из сферы научных
интересов студента.
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Немов Р. С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/409995
Л1.2 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 3. ВООБРАЖЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/941905CF-1897-4B93-B60D-05F03766A56B
Л1.3 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 4. РЕЧЬ. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C2CAC416-7D34-42FD-82F9-A5E7DC9ACE1D
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Панферов В.Н., Волохонская М.С., Микляева А.В. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/29DC031F-6134-4CC6-A932-3622A3612B92
Л2.2 Зейгарник Б.В. ПАТОПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/BB6F06CE-8D44-4AAC-997F-92A617738818
Л2.3 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=277334
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э2 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 Психологическая реабилитация в психиатрической и соматической клиниках https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6023
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения компетенций и закрепления знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в рамках программного материала дисциплины студентам рекомендуется организовать самостоятельную работу:
1. Самостоятельное изучение разделов, проработка и повторение теоретического (лекционного) материала и материала учебников и учебных пособий.
2. Анализ теоретической информации по вопросам, заданиям к аттестации по дисциплине. Поиск основных понятий и терминов в информационно-справочных и поисковых, электронных образовательных системах; в том числе с составлением структурно-логических схем, систематических таблиц, опорного (план-) конспекта и т.п. Выполнение практических заданий, предусмотренных в рамках программы дисциплины (курса, модуля).
Студенты допускается к экзамену в случае выполнения ими учебного плана по дисциплине: выполнения всех заданий и мероприятий, предусмотренных программой дисциплины (по формам текущего контроля). В случае наличия учебной задолженности студент отрабатывает пропущенные занятия на консультациях.