МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология конфликта

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Гурова Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, декан ФПП, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Психология конфликта

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических знаний в области психологии конфликта, а также формирование и развитие у обучаемых навыков и умений решения конкретных задач по разрешению конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие, структуру, виды конфликта в различных межличностных, личностно-групповых и межгрупповых отношениях; способы анализа конфликтной ситуации в различных типах межличностных и социальных отношениях; понятие конфликтного типа личности, конструктивную и деструктивную форму конфликтного взаимодействия.
3.2.Уметь:
3.2.1.диагностировать структурные компоненты конфликта с целью выбора способа его разрешения; выбирать и реализовывать способы разрешения конфликтов в различных типах межличностных и социальных отношениях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методами оценки, анализа и разрешения конфликтов межличностного, личностно-группового и межгруппового характера; методами приема и подачи обратной связи в конфликтных ситуациях; методами анализа эффективности переговорного процесса при решении конфликта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конфликт как предмет изучения в психологической науке
1.1. Теоретические подходы к изучению конфлмикта Лекции 2 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Теоретические подходы к изучению конфлмикта Практические 2 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Теоретические подходы к изучению конфлмикта Сам. работа 2 8 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Понятие, структура,функции, виды конфликта. Развитие конфликта. Практические 2 6 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Понятие, структура,функции, виды конфликта. Развитие конфликта. Лекции 2 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Пеоведенческие стратегии в конфликтных ситуациях. Сам. работа 2 6 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Конфликтные типы личности. Практические 2 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Понятие, структура,функции, виды конфликта. Развитие конфликта. Сам. работа 2 8 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Виды конфликтов.
2.1. Внутриличностные конфликты. Лекции 2 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Межличностные конфликты. Лекции 2 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Организационные конфликты. Лекции 2 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Особенности внутриличностных и межличностных конфликтов. Практические 2 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Организационные конфликты. Практические 2 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Конфликты в больших социальных группах. Лекции 2 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Конфликты в больших социальных группах. Практические 2 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Виды конфликтов. Сам. работа 2 8 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Методы управления конфликтами.
3.1. Виды методов разрешения конфликтов. Практические 2 4 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Переговоры как эффективный метод разрешения конфликтов. Сам. работа 2 3 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Методы управления и разрешения конфликтов. Лекции 2 2 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 Л2.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Методы разрешения и управления конфликтами. Сам. работа 2 12 ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник М.: Дашков и К°, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: учеб. для вузов М. : ЮНИТИ-[ДАНА] // ЭБС "Университетская библиотека online", 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: учеб. пособие для вузов М.: Академ. Проект, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие конфликтов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за конфликтами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных конфликтных ситуаций.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа конфликтов.
5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение лекционных и практических занятий, тестирование, подготовка доклада, выполнение практических заданий.