Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_05_01_ПиПДП-5-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.
1.1. | формирование теоретических знаний в области психологии конфликта, а также формирование и развитие у обучаемых навыков и умений решения конкретных задач по разрешению конфликтов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-5 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности |
ПК-10 | способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
ПСК-4.4 | способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | понятие, структуру, виды конфликта в различных межличностных, личностно-групповых и межгрупповых отношениях; способы анализа конфликтной ситуации в различных типах межличностных и социальных отношениях; понятие конфликтного типа личности, конструктивную и деструктивную форму конфликтного взаимодействия. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | диагностировать структурные компоненты конфликта с целью выбора способа его разрешения; выбирать и реализовывать способы разрешения конфликтов в различных типах межличностных и социальных отношениях. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет методами оценки, анализа и разрешения конфликтов межличностного, личностно-группового и межгруппового характера; методами приема и подачи обратной связи в конфликтных ситуациях; методами анализа эффективности переговорного процесса при решении конфликта. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Конфликт как предмет изучения в психологической науке | ||||||
1.1. | Теоретические подходы к изучению конфлмикта | Лекции | 2 | 2 | ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Теоретические подходы к изучению конфлмикта | Практические | 2 | 2 | ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Теоретические подходы к изучению конфлмикта | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Понятие, структура,функции, виды конфликта. Развитие конфликта. | Практические | 2 | 6 | ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Понятие, структура,функции, виды конфликта. Развитие конфликта. | Лекции | 2 | 2 | ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Пеоведенческие стратегии в конфликтных ситуациях. | Сам. работа | 2 | 6 | ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Конфликтные типы личности. | Практические | 2 | 4 | ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Понятие, структура,функции, виды конфликта. Развитие конфликта. | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Виды конфликтов. | ||||||
2.1. | Внутриличностные конфликты. | Лекции | 2 | 2 | ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Межличностные конфликты. | Лекции | 2 | 2 | ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Организационные конфликты. | Лекции | 2 | 2 | ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Особенности внутриличностных и межличностных конфликтов. | Практические | 2 | 2 | ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Организационные конфликты. | Практические | 2 | 2 | ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Конфликты в больших социальных группах. | Лекции | 2 | 2 | ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Конфликты в больших социальных группах. | Практические | 2 | 2 | ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Виды конфликтов. | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Методы управления конфликтами. | ||||||
3.1. | Виды методов разрешения конфликтов. | Практические | 2 | 4 | ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Переговоры как эффективный метод разрешения конфликтов. | Сам. работа | 2 | 3 | ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Методы управления и разрешения конфликтов. | Лекции | 2 | 2 | ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Методы разрешения и управления конфликтами. | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-5, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.4 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Зеленков М.Ю. | Конфликтология: учебник | М.: Дашков и К°, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кильмашкина Т.Н. | Конфликтология. Социальные конфликты: учеб. для вузов | М. : ЮНИТИ-[ДАНА] // ЭБС "Университетская библиотека online", 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Волков Б.С., Волкова Н.В. | Конфликтология: учеб. пособие для вузов | М.: Академ. Проект, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | университетская библиотека on-line. | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань». | e.lanbook.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. 2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие конфликтов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за конфликтами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных конфликтных ситуаций. 4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа конфликтов. 5. Условиями допуска к зачету по дисциплине являются обязательное посещение лекционных и практических занятий, тестирование, подготовка доклада, выполнение практических заданий. |