МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественное проектирование (по профилю)
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-5-2020
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 297
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 10
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) 5 (10) Итого
Недель 14 13,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 54 54 54 54 108 108
Сам. работа 90 90 207 207 297 297
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 288 288 432 432

Программу составил(и):
старший преподаватель, Д.А. Сердюкова

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, , доцент, И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
Художественное проектирование (по профилю)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. N 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент И.В. Черняева

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент И.В. Черняева

1. Цели освоения дисциплины

1.1.усвоение теоретических и практических знаний в области художественного проектирования изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов,
приобретение умений применять эти знания в условиях, моделирующих профессиональную деятельность,формирование профессиональных и общих компетенций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности графических, живописных, пластических решений при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства;
– основные методы и способы проектирования и моделирования изделий декоративно-прикладного искусства;
– специальную литературу по декоративно-прикладному искусству и народному искусству, профессиональную терминологию.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать основные изобразительные материалы и техники при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства;
– применять основные композиционные законы и понятия при проектировании и исполнении изделий декоративно-прикладного искусства;
– включать теоретические знания о художественно-стилистических особенностях конкретного вида декоративно-прикладного искусства в практическую учебно-познавательную деятельность;
– разрабатывать авторские композиции на основе традиций и современных требований декоративно-прикладного искусства;
– адаптироваться к условиям работы в художественно-творческом коллективе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале.
- собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства.
- воплощать в материале самостоятельно разработанный проект изделия декоративно-прикладного искусства.
- выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических средств и приемов.
- самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного искусства.
- владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы композиции декоративно-прикладном искусстве
1.1. Орнаментальность как средство выразительности декоративной композиции. Практические 9 12 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные характеристики пластики, применяемой в декоративной композиции. Практические 9 12 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Принципы формообразования в композиции на примере декоративного натюрморта. Практические 9 12 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Презентация на тему: "История развития декоративно-прикладного искусства" Сам. работа 9 32 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Народное искусство как источник творчества художника - орнаменталиста. Сам. работа 9 12 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.6. Основные принципы трансформации природных форм. Практические 9 18 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.7. Презентация на тему: "Техники декоративно-прикладного искусства" Сам. работа 9 11 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.8. Особенности работы над ассоциативной композицией в декоративно-прикладном искусстве. Сам. работа 9 13 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.9. Условное изображение пространства в декоративной композиции. Сам. работа 9 22 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.10. Особенности пластического и художественного переосмысления мотива животного мира в декоративной композиции. Практические 10 14 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.11. Презентация на тему: "Виды декоративно-прикладного искусства" Сам. работа 10 66 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.12. Организация композиции текстильного рисунка с использованием зооморфных форм. Практические 10 12 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.13. Принципы стилизации и трансформации фигуры человека. Практические 10 14 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.14. Презентация на тему: "Современное декоративно-прикладное искусство" Сам. работа 10 72 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.15. Художественные возможности сложной многоэлементной монокомпозиции как замкнутой структуры. Практические 10 14 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.16. Презентация на тему: "Декоративно-прикладное искусство России" Сам. работа 10 69 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Выразительные свойства композиции.
2. Виды и жанры декоративно-прикладного искусства.
3. Орнамент. Виды построения орнамента.
4. Основные этапы проектирования.
5. С чем связано понимание декоративно-прикладного искусства?
6. Что составляет основу декоративно-прикладного искусства?
7. В чем заключается декоративность?
8. На каких факторах базируется декоративно-прикладное искусство?
9. Что включают в себя законы декоративной композиции?
10. С чем связан смысловой характер произведений декоративно­прикладного искусства?
11. Выделите основные отличия народного художественного творчества от декоративно-прикладного искусства
12. Каковы функции народного художественного творчества?
13. Назовите основные признаки художественных промыслов
14. Какими важными факторами обладают художественные промыслы?
15. Какими смысловыми принципами необходимо руководствоваться в процессе создании художественно значимых изделий?
16. Назовите методы, посредством которых возможна разработка новых идей по созданию художественно значимых изделий.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шауро Г. Ф. , Малахова Л. О. Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство: учебное пособие: учебное пособие Минск: РИПО//ЭБС, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=463679
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Алексеева И. В. , Омельяненко Е. В. Основы теории декоративно-прикладного искусства: учебник: учебник Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета//ЭБС, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240956
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ткаченко А. В. , Ткаченко Л. А. Художественная керамика: практикум: практикум Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры//ЭБС, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472722
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://artchive.ru/groups/19/blog/520
Э2 https://studfiles.net/preview/2975712/page:19/
Э3 www.baget1.ru/applied-arts/applied-arts.php
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Информационные ресурсы по культуре и искусству //http://www.liveinternet.ru/users/natasuzdal/post349895222
5. Электронно-справочная система "Культура" //http://rumcrb.ucoz.ru/news/ehlektronno_spravochnaja_sistema_kultura/2014-04-30-362
6. Информационно-справочная система "КУЛЬТУРА" //https://eva.rsl.ru/ru/2013/report/list/1216
7. Автоматизиорванная информационная система "Единое информационное пространство в сфере культуры"//https://all.culture.ru/intro#events

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Совершенно недостаточно только слушать лекции. Важно студенту понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, конечно, лучше в письменной форме, чтобы не мешать ему, не нарушать его логики. Квалифицированный преподаватель в ходе лекции глазами читает полученный письменный вопрос и находит форму реагирования на него. Вопросы можно задать и во время перерыва (письменно или устно), а также после лекции или перед началом очередной, конечно, до звонка, во время перерыва - начало очередной лекции нельзя прерывать вопросами. Лектор найдет формы и способы реагирования на вопросы студентов.
Изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану проводится в соответствии настоящим учебно-методическим комплексом. Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ курса, раскрытия сущности основных категорий, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала.
Требуется творческое отношение и к самой программе учебного курса. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера. Все эти вопросы не составляют сути, понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем.
Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Лекция преподавателя не является озвученным учебником, а представляет плод его индивидуального творчества. Он читает свой авторский курс со своей логикой со своими теоретическими и методическими подходами. Это делает лекционный курс конкретного преподавателя интересным индивидуально-личностным событием, которым вряд ли студенту стоит пренебрегать. Кроме того, в своих лекциях преподаватель стремится преодолеть многие недостатки, присущие опубликованным учебникам, учебным пособиям, лекционным курсам. В лекциях находят освещение сложные вопросы Федерального государственного образовательного стандарта, которые вызывают затруднения у студентов.

Основное в подготовке к зачёту/экзамену – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к зачёту/экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом.
В дни подготовки к зачёту/экзамену избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к зачёту/экзамену по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче зачёту/экзамену старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.