МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Отечественное искусство XX века: традиции и новации
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильИстория отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_ИИ-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 183
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 183 183 183 183
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
доктор искусствоведения, профессор, Будкеев С.М.;доктор искусствоведения, декан, Нехвядович Л.И.

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Отечественное искусство XX века: традиции и новации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (Приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. N 561)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Отечественное искусство ХХ века: традиции и новации» является формирование у студентов базовых знаний в области истории отечественного искусства ХХ века и их применения в исследовании различных аспектов искусства России ХХ-ХХI вв. В ходе освоения курса решаются следующие задачи:
•развитие навыка стилистического анализа художественных произведений,
•развитие навыка сравнительного анализа художественных произведений,
•умения определять место и значение произведений в культурно-историческом контексте развития искусства,
•сформировать навык самостоятельной исследовательской работы,
•научить объективной оценке художественных процессов в отечественном искусстве ХХ века.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7: способностью анализировать и объяснять историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-историко-культурные условия формирования новаторских художественных взглядов в России на рубеже Х1Х-ХХ веков;
-основные художественные направления русского авангарда, определения понятий и терминов, ключевые и программные произведения русского авангарда;
-научную информацию по курсу, свободно и творчески применять профессиональные знания.
3.2.Уметь:
3.2.1.-анализировать и соотносить художественные процессы в России начала ХХ века и политической ситуацией;
-определять место и значение произведений в культурно-историческом контексте развития искусства;
-давать объективную оценку художественных процессов в отечественном искусстве ХХ века;
-самостоятельно работать с учебной, справочной и учебно-методической литературой;
-решать исследовательские задачи в области истории отечественного изобразительного искусства и архитектуры ХХ века.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками сбора и систематизации информации, умением пользоваться аналитическими методами и синтетическими методами для выявления проблемы в рамках поставленных задач;
-навыками стилистического анализа художественных произведений;
-навыками сравнительного анализа художественных произведений, профессиональной терминологией, глубокими и системными знаниями о закономерностях и формах художественной практики в России ХХ в.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Изобразительное искусство в годы Гражданской войны
1.1. Характеристика состояния русского искусства предреволюционной России. Лекции 2 2 ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Конспектируйте труд Федорова-Давыдова А.А. Русское и советское искусство: статьи и очерки (М., 1975 г.) Сам. работа 2 10 ПК-7 Л2.1, Л1.1
1.3. Первые мероприятия Советской власти в области изобразительного искусства Лекции 2 4 ПК-7 Л2.1, Л1.1
1.4. Составьте таблицу "Первые мероприятия Советской власти в области изобразительного искусства" Практические 2 4 ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Реферирование труда Стернина Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX в. (М., 1976 г.) Сам. работа 2 2 ПК-7 Л2.1, Л1.1
1.6. Изучение источника "План монументальной пропаганды". Сам. работа 2 14 ПК-7 Л2.1, Л1.1
1.7. Политический плакат Практические 2 2 ПК-7 Л2.1, Л1.1
1.8. Составьте описание особенностей станковой живописи, графики начала XX века Сам. работа 2 16 ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Выставочная деятельность крупнейших творческих объединений 20-30-х гг.
2.1. Изобразительное искусство 1921 -1931гг. Общая характеристика. Лекции 2 4 ПК-7 Л2.1, Л1.1
2.2. Возникновение крупнейшего творческого объединения 1920-х годов – «Ассоциация художников Революционной России» (АХРР) 1922 г., с 1928 г. – Ассоциация художников Революции». Сам. работа 2 14 ПК-7 Л2.1, Л1.1
2.3. Особенности творческого пути различных творческих объединений: ОМХ (Общество московских художников» 1927 г., «Четыре искусства» 1924 г., «Круг» 1925 г., Общее стремление этих объединений, идти в ногу с современностью и бороться за мастерство. Сам. работа 2 14 ПК-7 Л2.1, Л1.1
2.4. Выставка «10 лет РККА» (1928 г.) и «Художники РСФСР за 15 лет» (1932 г.). Различия и творческая борьба идейно - профессиональных установок внутри отдельных объединений Сам. работа 2 16 ПК-7 Л2.1, Л1.1
2.5. Художественные организации и группы: ИНХУК (Институт художественной культуры), «производственники» и «ЛЕФ» (Левый Фронт искусства). Сам. работа 2 7 ПК-7 Л2.1, Л1.1
2.6. Выход изобразительного искусства на международную аренду.Становление и развитие советской художественной школы. Сам. работа 2 14 ПК-7 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны
3.1. Создание единого творческого Союза советских художников. Укрепление и развитие социалистического реализма как единого творческого метода искусства и литературы Сам. работа 2 14 ПК-7 Л2.1, Л1.1
3.2. Решение вопроса синтеза живописи, скульптуры и архитектуры. Развитие монументальных форм искусства. Решительная перестройка высшего художественного образования. Сам. работа 2 14 ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Перелом в профессиональном обучении и коренная перестройка учебного процесса на основе принципов реализма в художественных институтах Москвы, Ленинграда и других городов Практические 2 2 ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.4. Возросший уровень советской полиграфии и широкое развитие не только ксилографии, но и других графических техник в иллюстрации. Практические 2 2 ПК-7 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Особенности художественного процесса в СССР послевоенный период
4.1. Подъем художественного творчества в союзных республиках. Отображение в искусстве своеобразия национальных характеров, быта, труда и природы. Взаимосвязь изобразительного искусства народов СССР Сам. работа 2 16 ПК-7 Л2.1, Л1.1
4.2. Преобразование Всероссийской Академии художеств в Академию художеств СССР (1947 г.) – высшее научное учреждение, объединяющее наиболее выдающихся деятелей в области изобразительного искусства, осуществляющее подготовку художников (живопг.исцев, скульпторов, графиков). Практические 2 2 ПК-7 Л2.1, Л1.1
4.3. Роль Академии художеств СССР в развитии традиций искусства народов СССР, и в частности, русской реалистической школы. Сам. работа 2 16 ПК-7 Л2.1, Л1.1
4.4. Особенности изобразительного искусства в 80-х гг. Лекции 2 2 ПК-7 Л2.1, Л1.1
4.5. Особенности изобразительного искусства в 80-х гг. Сам. работа 2 16 ПК-7 Л2.1, Л1.1
4.6. Экзамен Экзамен 2 9 ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Москалюк М.В. Русское искусство конца XIX – начала XX века: учебное пособие СФУ // ЭБС Университетская бибилотека он-лайн, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364036
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Луначарский, А.В Об искусстве. - Т. 2. Русское советское искусство.: учебное пособие Директ-Медия // ЭБС Университетская бибилотека он-лайн, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271698
Л2.2 Заварихин С.П. Архитектура второй половины XX века: учебник для академического бакалавриата Юрайт // ЭБС Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/book/A4FC60C1-4AFA-42E6-B126-DF10AE534669
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История искусства авангарда http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/AVANGARD_RUSSKI.html
Э2 Каземир Малевич http://www.k-malevich.ru/
Э3 Василий Кандинский http://www.wassilykandinsky.ru/
Э4 Произведения П. Кончаловского http://allpainters.ru/konchalovskij-pjotr-01.html
Э5 Русский авангард http://www.avangardism.ru/
Э6 Конструктивизм в архитектуре XX века http://porusski.me/2016/10/30/064-vpervye-iz-sssr-konstruktivizm/
Э7 Советская живопись http://dianov-art.ru/2015/09/02/internet-galereya-sovetskaya-zhivopis/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.