МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

ИКТ и медиаинформационная грамотность
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Резанова Екатерина Валерьевна

Рецензент(ы):
д.ф.-м.н., профессор, Родионов Евгений Дмитриевич

Рабочая программа дисциплины
ИКТ и медиаинформационная грамотность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 04.07.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.-м.н., доцент Жариков А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 04.07.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ф.-м.н., доцент Жариков А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины "ИКТ и медиаинформационная грамотность" является получение умений и навыков работы в интегрированной среде мультимедиа с информацией, получаемой, обрабатываемой и предъявляемой в различных формах с учетом психолого-педагогических основ использования средств ИКТ в учебном процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы работы с текстовыми процессорами, электронными таблицами, графическими пакетами.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять возможности издательских систем, офисных и графических пакетов в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками редактирования текстовых файлов и работы с электронными таблицами и программами, предназначенными для создания и обработки изображений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Текстовые процессоры
1.1. Основные офисные пакеты и их содержание. Функции текстовых процессоров Лекции 2 2 УК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Основы работы с текстовыми процессорами. Обработка текста. Практические 2 4 УК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Основы работы с текстовыми процессорами. Обработка текста. Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Таблицы и табуляция. Практические 2 4 УК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Таблицы и табуляция. Вставка формул. Сам. работа 2 16 УК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Электронные таблицы
2.1. Элементы управления в электронных таблицах. Основные функции электронных таблиц. Лекции 2 2 УК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Основы работы с электронными таблицами Практические 2 4 УК-1, ОПК-2 Л1.1
2.3. Основы работы с электронными таблицами Сам. работа 2 10 УК-1, ОПК-2 Л1.1
2.4. Построение различных типов графиков Лекции 2 2 УК-1, ОПК-2 Л1.1
2.5. Построение графиков, поверхностей, диаграмм. Практические 2 4 УК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.6. Построение графиков, поверхностей, диаграмм. Сам. работа 2 14 УК-1, ОПК-2 Л1.1
Раздел 3. Растровая и векторная графика
3.1. Растровая графика Лекции 2 2 УК-1, ОПК-2 Л1.1
3.2. Основы работы в растровом редакторе. Создание изображений Практические 2 2 УК-1, ОПК-2 Л1.1
3.3. Основы работы в растровом редакторе Сам. работа 2 6 УК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.4. Основы работы в растровом редакторе. Обработка изображений Практические 2 4 УК-1, ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.5. Векторная графика Лекции 2 2 УК-1, ОПК-2 Л1.1
3.6. Основы работы в векторном редакторе Практические 2 4 УК-1, ОПК-2 Л1.1
3.7. Основы работы в векторном редакторе Сам. работа 2 16 УК-1, ОПК-2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и аттестации. Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные работы, индивидуальные задания.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Архивация файлов. Архиваторы.
2. Внешние запоминающие устройства.
3. Внутренние устройства системного блока.
4. Графический пользовательский интерфейс. Структура интерфейса пользователя.
5. Информатика в XIX и начале XX веков. Механические и электромеханические
устройства и машины.
6. Информационная безопасность.
7. История компьютерного пиратства и систем защиты информации.
8. История компьютерных вирусов и систем противодействия им.
9. История первых проектов ЭВМ.
10. История развития средств вычислительной техники.
11. История суперкомпьютеров в России и за рубежом.
12. Классификация и характеристика информационных технологий.
13. Компьютерные коммуникации в экономике.
14. Концепция машины с хранимой программой Дж. Неймана (1946). Первые ЭВМ с
хранимой программой.
15. Криптография.
16. Методы компьютерной графики. Компьютерные игры.
17. Операционные системы: назначение, особенности построения, функции,
классификация.
18. ОС семейства Windows. Основные свойства и возможности.
19. Периферийные устройства персонального компьютера.
20. Поколения ЭВМ – история и периодизация.
21. Понятие, назначение и классификация программного обеспечения.
22. Программы защиты от компьютерных вирусов.
23. Системы поиска информации.
24. Средства и возможности электронной почты.
25. Становление кибернетики.
26. Топология локальных сетей и методы доступа. Аппаратное обеспечение локальных
сетей. Ограничения локальных сетей.
27. Компьютерное пиратство и систем защиты информации.
5.3. Фонд оценочных средств
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые и индивидуальные задания.
Приложения
Приложение 1.   ФОС ИКТ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общ. ред. В. И. Колесникова Информатика. Общий курс : учебник / 2008. -: основная литература М. : Дашков и К ; М. : Наука-Пресс,, 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=445045
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Несен А.В. Microsoft Word 2010: от новичка к профессионалу: учеб. пособие "ДМК Пресс", 2011 https://e.lanbook.com/book/1210
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в МУДЛ "ИКТ и медиаинформационная грамотность" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4873
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических занятий: MS Office, Gimp, Inkscape, система дистанционного обучения Moodle.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.researcher.ru – Портал исследовательской деятельности учащихся
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета
http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Электронная библиотека: http://do.gendocs.ru
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для индивидуального выполнения или самостоятельного изучения.
Для подготовки к зачету используйте перечень примерных вопросов и заданий, предложенный в ФОС.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, лабораторных занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, лабораторном занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику.