Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.
1.1. | Цели освоения учебной дисциплины: воплощение замысла художника по созданию художественного произведения в керамике. На занятиях курса формируется творческий подход в проектировании архитектурной, бытовой и декоративной керамики, приобретаются навыки отмывки чертежей, построения разных видов перспективы, осваиваются основные этапы проектирования – постановка задачи, замысел, проведение исследовательской работы и осуществление замысла в проекте. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04.02 |
ПК-31 | способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности) |
ПК-36 | готовностью к производительному труду |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знать методику проектирования серийных, малосерийных и единичных произведений художественной керамики, методику расчетов эргономических параметров, конструирования бытовых керамических изделий. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь творчески комплексно решать задачи по проектированию художественных изделий из керамики массового, индивидуального и уникального характера. Создавая единый художественный ансамбль, выполнять эскизы на бумаге в графике и в цвете (проектная графика), определять эргономические и конструктивные параметры проектируемых изделий, проводить необходимые расчеты. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть навыками работы над образцом изделия для серийного и массового производства, навыками профессиональной проектной графики с использованием различных средств и техник. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Формование керамических изделий различными способами | ||||||
1.1. | Ручная лепка изделий. | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Технология изготовления художественных керамических изделий. Свойства глины и подготовка ее к работе. Основные инструменты для обработки глины. | Лекции | 6 | 4 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Знакомство с базовыми технологиями в области керамики - основных способов формообразования (методы из жгута, из пласта, из цельного куска глины), | Лекции | 6 | 4 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Повторение способа лепки ленточно-жгутовым способом | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Формовка путём выбивания.Отминка в готовую форму | Практические | 6 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Повторение способа формовки изделия путем выбивания | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Повторение изготовления изделия способом отминки в готовую форму | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Разработка глиняной модели изразца и изготовление гипсовой формы. Изготовление и декорирование авторского арт. объекта из керамики | Практические | 6 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Скульптура малых форм | ||||||
2.1. | Лепка свистульки (петушка, уточки и т.д.). Лепка дымковской игрушки (индюков, петухов, барышень). Лепка филлимоновской игрушки. Лепка каргопольской игрушки | Практические | 6 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Разработка форм свистульки | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Разработка эскизов дымковской игрушки | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Разработка эскизов филлимоновской игрушки | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Разработка эскизов каргополькой игрушки | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Методы декорирования: скульптурный, живописный, технологический. | Лекции | 6 | 6 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Способы и назначение сушки и обжига изделий. | ||||||
3.1. | Глазурование изделий. Физико-химические основы обжига. Назначение обжига. Виды брака и способы их устранения | Практические | 6 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Просмотр видео о видах обжига | Сам. работа | 6 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Работа на гончарном круге | ||||||
4.1. | Устройство гончарного круга и инструментами, необходимые для работы. Принципы работы на гончарном круге. | Лекции | 6 | 4 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Искусство центровки глины на круге. Отработка процесса вытягивания изделия.Изготовление конусообразной и расширяющейся кверху вазы. Изготовление плоских изделий – блюдец и тарелок. | Практические | 6 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Просмотр видео мастер-классов по технологии работы на гончарном круге | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Декорирование гончарных изделий при помощи инструментов на круге, процарапывание (сграффито), использование печатей и дыроколов. | Практические | 6 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.6. | Изготовление сложных изделий из нескольких частей. Вытягивание чайников на круге, различные виды носиков и ручек. | Практические | 6 | 2 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.7. | Разработка эскизов изделий | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-31, ПК-36 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Шликерное литье в гипсовые формы. | ||||||
5.1. | Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу | Сам. работа | 6 | 5 | ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Разработка и изготовление панно из глины. Изготовление изделий способом вальцовки в гипсовую форму. | Практические | 6 | 4 | ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Салахов А. М., Салахова Р. А. | Керамика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство КНИТУ, 2013 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ткаченко А. В. , Ткаченко Л. А. | Художественная керамика: практикум: практикум | Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры//ЭБС, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | сост. Л.В.Шокорова | Общее материаловедение: программа и методические рекомендации | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://do.gendocs.ru/docs/index-286252.html | |||
Э2 | http://mosgonchar.ru/programma-po-obucheniyu-rabote-na-goncharnom-kruge.html | |||
Э3 | http://www.coolreferat.com/ | |||
Э4 | http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/istorija-glinjanyh-igrushek.html | |||
Э5 | http://www.patlah.ru/etm/etm-01/teh%20glina/goncar%20kryg/goncar%20kryg.htm | |||
Э6 | Курс "Художественная керамика" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Совершенно недостаточно только слушать лекции. Важно студенту понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, конечно, лучше в письменной форме, чтобы не мешать ему, не нарушать его логики. Квалифицированный преподаватель в ходе лекции глазами читает полученный письменный вопрос и находит форму реагирования на него. Вопросы можно задать и во время перерыва (письменно или устно), а также после лекции или перед началом очередной, конечно, до звонка, во время перерыва - начало очередной лекции нельзя прерывать вопросами. Лектор найдет формы и способы реагирования на вопросы студентов. Основное в подготовке к экзамену – это повторение всего материала курса. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения. В дни подготовки к экзамену избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к экзамену по ночам, является вредным мифом. При подготовке к сдаче экзамену старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени. |