МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественное проектирование костюма и аксессуаров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильМода и бизнес
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планv54_04_03_МиБ-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Художественное проектирование костюма и аксессуаров

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.04.03 Искусство костюма и текстиля (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. N 253)

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.разработка художественного образа коллекции костюма и аксессуаров

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способность использовать традиционные и эффективные инновационные методы художественного проектирования
ПК-8 способность разрабатывать индивидуальный стиль коллекции изделий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия в художественном проектировании костюма как "системы"
приемы графической подачи художественного образа в коллекциях моделей одежды и единичных комплектах
особенности художественного проектирования костюма и аксессуаров
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать единичные и коллекционные модели костюмов и аксессуаров
применять композиционные приемы в моделировании костюма и аксессуаров
находить инновационные способы подачи художественного образа в эскизах
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками графической подачи эскиза
навыками использования композиционных средств
методами грамотного оформления творческих работ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КОСТЮМА
1.1. Категории, типы связей и средства формообразования. Лекции 4 4 ПК-4, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Проектный образ носителя костюма. Практические 4 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Морфология костюма и аксессуаров Практические 4 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Проектная графика костюма и аксессуаров Практические 4 2 ПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Знаковая функция костюма и аксессуаров Практические 4 2 ПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Категории формообразования костюма и аксессуаров Лекции 4 2 ПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Визуальная коммуникация в костюме Практические 4 2 ПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Форма и содержание Лекции 4 2 ПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Эстетическая выразительность и художественный образ в костюме Практические 4 2 ПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Форма костюма и ее признаки Практические 4 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ ОДЕЖДЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
2.1. Процесс дизайнерского проектирования костюма. Творческий процесс: творчество, управление творческим воображением, поиск новых идей Сам. работа 4 8 ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Система «человек-костюм». Этнические и психологические типы фигур. Практические 4 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Модный эталон. Костюм как система Практические 4 2 ПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Процесс дизайнерского проектирования костюма и аксессуаров Практические 4 4 ПК-4, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Комбинаторика в костюме Сам. работа 4 8 ПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Проблемы конфекционирования Сам. работа 4 8 ПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Ассоциациии приемы преобразования в костюме Сам. работа 4 4 ПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Трансформация форм в костюме и аксессуарах Сам. работа 4 8 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НОВЫХ ФОРМ КОСТЮМА ДЛЯ ЦЕЛОСТНЫХ КОМПЛЕКТОВ ИЗДЕЛИЙ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
3.1. Системный анализ формы костюма Сам. работа 4 10 ПК-4, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Ансамбль в системе костюма. Сам. работа 4 14 ПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Проектирование ансамблей одежды на основе прогноза типовой формы костюма. Сам. работа 4 10 ПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Прогноз новой модной формы. Сам. работа 4 10 ПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Гармонизация средствами костюмографического языка. Сам. работа 4 10 ПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Цвет в костюме Практические 4 6 ПК-4, ПК-8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Художественное моделирование единичных предметов одежды. Сам. работа 4 12 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.8. Подготовка портфолио Сам. работа 4 15 ПК-4, ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сапугольцев В.Ю., Сапугольцева М.А., Тарасова О.П., Томина Т.А., Яньшина М.М. Методика проектирования костюма: Учебное пособие Оренбургский государственный университет, 2015 www.iprbookshop.ru
Л1.2 Борисова Е. А. Разработка коллекции одежды по заданному источнику творчества: учебно-методическое пособие ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Алексеев А. Г. Проектирование : предметный дизайн: учебное наглядное пособие Кемеровский государственный институт культуры, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487646
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Хабибуллина Л.В. Основы композиции : Учебно-методический комплекс по направлению подготовки (специальности) 071501.65 Художественное проектирование костюма: Дизайн Композиция Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, "Университетская библиотека ONLINE", 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.vogue.ru
Э2 www.fashionpeople.ru
Э3 www.modnaya.ru
Э4 www.cameramoda.it
Э5 www.mercedesbenzfashionweek.ru
Э6 www.rfw.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Художественное проектирование костюма и аксессуаров» включает в себя лекционные и практические занятия. В процессе освоения дисциплины предусмотрена также самостоятельная работа студента, которая связана с изучением теоретического материала и выполнением практических работ.
В начале изучения дисциплины «Художественное проектирование костюма и аксессуаров» студент должен ознакомиться с ее содержанием видом занятий, перечнем основной и дополнительной литературы.
Перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала надо обратиться к основным литературным источникам или к лектору по графику его консультаций или на практических занятиях; бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
На практические занятия студент должен иметь рекомендованную преподавателем нормативную и справочную литературу, графические средства и инструменты. Решение практического задания всегда начинать с анализа условия, позволяющего получить конечный результат, а затем находить необходимые компоненты для его получения. На занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, в случае затруднений обращаться к преподавателю, обязательно анализировать полученные результаты. Если студент пропустил практическое занятие, то он должен проработать тему занятий и результаты решения задач защитить у преподавателя.
Процедура промежуточной аттестации – зачет, проходит в соответствии с рабочей программой дисциплины «Художественное проектирование костюма и аксессуаров». Зачет включает в себя теоретический вопрос и выполненное портфолио практических заданий. Предъявляемое задание выбирается и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания.