МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информатика и новые информационные технологии в химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияОрганическая химия; Физическая химия твердых тел, коллоидных систем и наноматериалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ-2-2020
Часов по учебному плану 84
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 18 12 18
Лабораторные 30 32 30 32
Сам. работа 42 58 42 58
Итого 84 108 84 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Информатика и новые информационные технологии в химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №652)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: познакомить студентов с современными информационными технологиями, техническими средствами и программным обеспечением, необходимым для жизни и деятельности в информационном обществе. Подготовить к практическому использованию информационных технологий в образовании и при решении практических задач в области химии.
Задачи: овладеть основами информационных технологий, получить практические навыки их использования в работе по основной специальности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен использовать информационные базы данных и адаптировать существующие программные продукты для решения задач профессиональной деятельности с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-2 Способен проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- источники научной и научно-технической информации;
- приемы поиска научной и научно-технической информации.
- программное обеспечение с помощью которого можно осуществлять обработку экспериментальных данных
- приемы работы в программах предназначенных для обработки экспериментальных данных.
- редакторы химических структур;
- приемы работы в редакторах химических структур
3.2.Уметь:
3.2.1.- пользоваться программным обеспечением, с помощью которого можно осуществлять обработку экспериментальных данных.
- создавать химические структуры с использованием химического редактора;
- создавать уравнения и схемы реакций с использованием химического редактора.
- осуществлять поиск научной и научно-технической информации;
- проводить первичную обработку научной и научно-технической информации.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками обработки экспериментальных данных с помощью соответствующего программного обеспечения.
- навыками работы в химическом редакторе.
- навыками поиска научной и научно-технической информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Мир информации.
1.1. Мир информации. Лекции 2 4 ОПК-5
Раздел 2. Современные источники информации по химии.
2.1. Современные источники информации по химии. Информационные сети. Интернет. Лекции 2 8 ОПК-5
2.2. Информационный поиск в сети "Интернет" Лабораторные 2 16 ОПК-5 Л2.2
2.3. Подготовка отчета по лабораторной работе. Подготовка индивидуального задания Сам. работа 2 32 ОПК-5 Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Визуализация химических структур
3.1. Редакторы химических структур. Основные возможности редактора химических структур ChemWindow Лекции 2 2 Л1.1
3.2. Визуализация химических структур Лабораторные 2 10 Л1.1
3.3. Подготовка отчета по лабораторной работе. Подготовка индивидуального задания Сам. работа 2 16 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Визуализация экспериментальных данных
4.1. Основные возможности программы SigmaPlot Лекции 2 2
4.2. Визуализация экспериментальных данных Лабораторные 2 6 Л2.2
4.3. Подготовка отчета по лабораторной работе. Подготовка индивидуального задания Сам. работа 2 10 Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Компьютер в химической лаборатории.
5.1. Компьютер в химической лаборатории. Лекции 2 2 ОПК-5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Маркин В.И. Практическое руководство по использованию ChemWindow (версия 6.0): Учебное пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Катраков И.Б., Маркин В.И., Котванова М.К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по специальности «Химия»: методические рекомендации для студентов химического факультета Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005
Л2.2 Васильев В.П. , Бородин В.А., Козловский Е.В. Применение ЭВМ в химико-аналитических расчетах: М.: Высшая школа, 1993
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Новые информационные технологии" - http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1289
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, ChemWindow, SigmaPlot
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная библиотека АлтГУ: http://www.lib.asu.ru
Библиотечно-информационная система «Реферативный журнал» по 2009: http://www.lib.asu.ru:8082/
Книги и журналы издательства Springer: http://link.springer.com
Книги и журналы издательства Elsevier: http://www.sciencedirect.com
Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru
Национальный институт стандартов и технологий (США): http://webbook.nist.gov/
Базы данных института передовой промышленной химии и технологии: http://riodb.ibase.aist.go.jp
Открытая база данных по свойствам соединений: http://www.chemspider.com
Патентное ведомство РФ: http://www.fips.ru
Патентное ведомство США: http://www.uspto.gov
Патентное ведомство стран Евросюза: http://ru.espacenet.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к лекционным занятиям

При подготовке к лекции рекомендуется:
1. просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2. полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3. если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4. психологически настроиться на лекцию.

Методические указания к выполнению контрольных работ

Контрольные работы предназначены для проверки усвоения теоретического материала и практических навыков. Контрольная работа может быть посвящена какой-то отдельной теме (модулю) в рамках дисциплины или проводиться после ряда тем (модулей). Как правило контрольная работа занимает 1 аудиторное занятие (2 ч). Контрольная работа предполагает самостоятельную индивидуальную работу студента, поэтому важным аспектом проведения таких работ является дисциплина. В аудитории необходимо соблюдать тишину, не допускается проведение переговоров между студентами, не допускается использование дополнительных материалов (кроме разрешенных преподавателем). К нарушителям дисциплины применяются санкции: предупреждение, смена рабочего места студента, отстранение от выполнения контрольной работы.
Перед началом выполнения контрольной работы рекомендуется ознакомиться с формулировками заданий, с разбалловкой заданий, разрешить все затруднения, касающиеся понимания задания, с преподавателем. Контрольную работу рекомендуется начинать с наиболее трудоемких заданий. Ответы должны быть написаны разборчиво, грамотно, в ответах допускаются общепринятые сокращения.

Методические указания к выполнению лабораторных работ

Лабораторные занятия позволяют интегрировать теоретические знания и формировать практические умения и навыки студентов в процессе учебной деятельности. Цели лабораторных занятий:
1. закрепление теоретического материала путем систематического контроля за самостоятельной работой студентов;
2. формирование умений использования теоретических знаний в процессе выполнения лабораторных работ;
3. развитие аналитического мышления путем обобщения результатов лабораторных работ;
В начале занятия называется его тема, цель и этапы проведения. По теме занятия проводится беседа, что необходимо для осознанного выполнения лабораторной работы. Задания в ходе лабораторной работы выполняется в соответствии с методическими указаниями.