МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эргономика и техническая эстетика в дизайн-проектировании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровой дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ЦД-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Кандидат искусствоведения, Доцент, Пойдина Т.В.;Доцент, Чурилов М.Г.

Рецензент(ы):
Доктор искусствоведения, Декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Эргономика и техническая эстетика в дизайн-проектировании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск, декан Нехвядович Л.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск, декан Нехвядович Л.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- раскрытие основных принципов и приемов проектного мышления через изучение основ технической эстетики и эргономики в прикладных задачах профессиональной деятельности; знакомство с теоретическим и практическим набором инструментариев, необходимых для получения навыков создания дизайн-проектов, овладение основными методами эргономических исследований; овладение эргономическими методиками при проектировании интерфейсов; овладение методами организации творческой и производственной деятельности коллектива с учётом эргономических норм и требований.

Задачи изучения дисциплины:

-изучение теоретических основ эргономики;

-уметь пользоваться источниками по различным отраслям знаний при оценке эффективности принятых эргономических решений;

-изучение путей становления гармонии между человеком и трудом;

-освоить взаимосвязь формообразования и эргономических требований, эргономики и дизайн - проектирования;

-изучение функциональных состояний человека в процессе труда;

-освоить методологию системного подхода в решении эргономических задач и методике профессиональной оценки эргономических свойств в прикладных задачах профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен разрабатывать проектную документацию для проектирования интерфейсов.
ПК-5 Способен создавать и использовать формальные методики оценки интерфейса.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы технической эстетики и технологии разработки проектной документации для проектирования интерфейсов;
эргономические нормы, требования, стандарты;требования к составлению проектной документации интерфейсов
требования эргономики в проектировании интерфейсов;
методики оценки интерфейса
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять эргономическое содержание в прикладных задачах профессиональной
деятельности;
определять значение эргономики в оптимизации связей и отношений в системе «человек-вещь-среда»;
выявлять функциональные возможности и способности человека в процессе производства;
находить методологические подходы к решению дизайнерских и эргономических проблем;
рационально и эффективно использовать информационные ресурсы при проектировании интерфейсов;
проводить эргономический анализ предметной среды и интерфейсов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного применения методов эргономического исследования;
методами и принципами системного проектирования в дизайне в соответствии с требованиями технической эстетики;
методами оценки интерфейсов с учетом требований технической эстетики и эргономики;
методами организации рабочей деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Техническая эстетика, дизайн и художественное конструирование
1.1. Техническая эстетика как наука, ее проблемы и основные задачи. Художественное конструирование как вид творческо-конструкторской деятельности Практические 2 1 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Дизайн как специфическая сфера деятельности по проектированию предметно-пространственной среды и ее отдельных компонентов Практические 2 1 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Единство эстетики и техники. Тектоника проектируемых объектов. Создание формы технических и бытовых объектов, особенности и закономерности Сам. работа 2 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Стиль в дизайне. Стиль как структурное единство системы и приемов художественного выражения в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре, технике. Сам. работа 2 2 ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Самостоятельная проработка темы : Изучение проектной документации для проектирования интерфейсов Сам. работа 2 2 ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Теоретические вопросы эргономического обеспечения
2.1. Эргономика как наука и её предмет Определение и научно-технические предпосылки возникновения эргономики. Основные понятия. Общенаучные ориентации эргономики Практические 2 2 ПК-5, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Актуальные направления эргономических исследований. Социальные функции эргономики. Эргономические требования. Структура и номенклатура требований по эргономике Практические 2 2 ПК-5, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Характеристики человека как элемента системы «человек-машина-среда» Сам. работа 2 2 ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Эргономические требования. Структура и номенклатура требований по эргономике Практические 2 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Эргономическое обеспечение дизайн-проектирования интерфейсов Практические 2 4 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Оптимальные условия труда. Социально-психологические, антропометрические, психологические, психофизиологические, физиологические, гигиенические факторы, определяющие эргономические требования Сам. работа 2 4 ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Эргономическое обеспечение проектирования информационной среды
3.1. Система эргономического обеспечения интерфейса. Основы системы эргономического обеспечения. Структура системы эргономического обеспечения. Мероприятия, методы и средства, осуществляемые в процессе проектирования интерфейса Практические 2 2 ПК-5, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Организация системы «человек-машина-среда». Эргономичность системы в зависимости от этапа использования (освоение, управление, техническое обслуживание). Распределение функций между человеком и машиной (оператором и техническими средствами). Эргономические принципы оценки интерфейса Сам. работа 2 3 ПК-5, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Содержание деятельности человека (пользователя информационных ресурсов). Алгоритм деятельности. Состав, последовательность и время выполнения действий, состав и количество информационных входов при выполнении алгоритмов, количество альтернативных ветвей алгоритмов, способы реализации обратных связей. Критерии оптимальности алгоритма. Информационная модель. Организация структуры и наглядность информационной модели. Форма, темп и иерархичность представляемой информации. Зрительная работоспособность Практические 2 2 ПК-5, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. Принципы организации рабочего места. НОТ Сам. работа 2 14 ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.5. Способы кодирования информации. Способы представления и требования к текстовой информации. Требования к структурным элементам информации Сам. работа 2 4 ПК-3
3.6. Комплекс санитарно-гигиенических условий труда Практические 2 4 ПК-5, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.7. Меры борьбы с вредными влияниями производственной среды Сам. работа 2 4 ПК-5, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Эстетика рабочего места и производственной среды
4.1. Дизайн производственного оборудования. Средства эстетической организации среды Практические 2 2 ПК-5, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Дизайн производственного оборудования.Требования к техническим средствам деятельности. Разработка конструкции и компоновка рабочего места оператора (пользователя). Основные и вспомогательные элементы оборудования на рабочем месте и их характеристики; размещение и группирование, регулируемость параметров, границы регулировки. Критерии оптимальности рабочей позы, способы обеспечения оптимальной рабочей позы Практические 2 4 ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Эстетические условия, формируемые физической средой труда Сам. работа 2 4 ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.4. Эстетические условия, формируемые предметной средой труда.Методики оценки интерфейса с позиции эргономики Практические 2 2 ПК-5, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.5. Оптимальное моторное и информационное поле. Средства отображения информации – визуальной, акустической и тактильной. Основные характеристики и способы применения Практические 2 4 ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.6. Организация зон отдыха. Мероприятия по обеспечению освещения, вентиляции, снижения шума, вибрации и др. Сам. работа 2 4 ПК-5 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.7. Разработка дизайн-концепции проектируемого объекта с учетом принципов технической эстетики, эргономики, эстетической ценности, методик оценки интерфейса Сам. работа 2 4 ПК-5, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.8. Экзамен 2 27 ПК-5, ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Курбацкая, Т.Б. Эргономика : учебное пособие Казань : Издательство Казанского университета, 2013 // ЭБС "Университетская библиотека "Онлайн", 2013 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=353494
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Барциц, Р.Ч. Художественная графика. Введение в методику преподавания: монография МПГУ // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471776
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://letitbit.net/download/1494982/9368.97002d45f8d243aee873fe497/kiplik.rar.html
Э2 http://www.leo-life.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=364:sostav-akv&catid=57:mat-akvarel&Itemid=95
Э3 http://www.perfectart.ru/article/tehnika-zivopisi-akvarel.html
Э4 http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=494500
Э5 http://www.altai.chem.org.ru/chair/study/pomorov-decorate/index.shtml
Э6 Курс "Эргономика и техническая эстетика в дизайн-проектировании" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина включает в себя лекционные и практические занятия. В процессе освоения дисциплины предусмотрена также самостоятельная работа студента, которая связана с изучением теоретического материала и выполнением практических работ.
В начале изучения дисциплины студент должен ознакомиться с ее содержанием видом занятий, перечнем основной и дополнительной литературы.
Перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала надо обратиться к основным литературным источникам или к лектору по графику его консультаций или на практических занятиях; бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины.
На практические занятия студент должен иметь рекомендованную преподавателем нормативную и справочную литературу. Решение практической задачи всегда начинать с анализа условия, позволяющего получить конечный результат, а затем находить необходимые компоненты для его получения. На занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, в случае затруднений обращаться к преподавателю, обязательно анализировать полученные результаты. Если студент пропустил практическое занятие, то он должен проработать тему занятий и результаты решения задач защитить у преподавателя.
Процедура промежуточной аттестации – экзамен, проходит в соответствии с рабочей программой дисциплины. Экзамен включает в себя теоретический вопрос и выполненный практикум творческих и исследовательских. Предъявляемое задание выбирается из базы данных и закрепляется за конкретным студентом. Задание, которое предъявляется студенту в рамках практикума, не требует мгновенного выполнения. Преподавателем определяется срок, в течение которого задание должно быть сдано. Проверка результата работы студента осуществляется преподавателем, который может поставить оценку или отправить работу на исправление, указав выявленные недостатки, не позволяющие ее принять. При неудовлетворительной оценке студенту может быть выдан другой вариант задания.