Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 20.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | Формирование у студентов представлений о природных водах, их запасах и распределении, использовании в народном хозяйстве, влиянии на их режим и качество антропогенной деятельности; организации государственного учета водных ресурсов, государственном водном кадастре, водном кодексе и мониторинге водных объектов Российской Федерации |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01 |
ОПК-8 | владением знаниями о теоретических основах экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска, способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности |
ПК-16 | владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | распределение водных ресурсов по территории и во времени, а также их запасы; статические, возобновляемые и располагаемые водные ресурсы России и мира, водообеспеченность территорий; основные законы формирования водных ресурсов в различных географический областях, их взаимодействие с другими системами, в том числе с биосферой Земли; научные основы мониторинга водных объектов, включающие основные понятия, общую структуру, классификацию видов мониторинга; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | оценивать влияние на водные ресурсы различных отраслей народного хозяйства, глобальных изменениях климата, проблемы малых и больших рек, внутренних морей и озер; работать с научно-технической информацией и применять её в области экологии и охраны водных ресурсов для оценки качества, организации и ведения мониторинга природных вод; обоснования водоохранных мероприятий. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | оценкой изменений водных ресурсов под влиянием природных и хозяйственных факторов; методами составления водного и водохозяйственного балансов, оценки изменений водных ресурсов под влиянием природных и хозяйственных факторов; приемами и способами получения, анализа и использования информации о водных ресурсах и водных объектах, работой с материалами государственного водного кадастра (ГВК) и методикой проведения оценки изменений водных ресурсов под влиянием природных и хозяйственных факторов; основами проведения мониторинга водных объектов; навыками по оценке характера и направленности техногенных воздействий на водные объекты и качество воды по результатам мониторинга. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Научные основы мониторинга и кадастра водных объектов | ||||||
1.1. | Цели и задачи мониторинга и кадастра водных объектов | Лекции | 6 | 2 | ОПК-8, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.2. | Глобальный гидрологический цикл | Лекции | 6 | 2 | ОПК-8, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.3. | Геоэкосистема бассейна реки | Практические | 6 | 2 | ОПК-8, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
1.4. | Научные основы мониторинга и кадастра водных объектов | Сам. работа | 6 | 11 | ОПК-8, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 2. Мониторинг водных объектов | ||||||
2.1. | Международная система мониторинга воды | Лекции | 6 | 2 | ОПК-8, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.2. | Организация мониторинга водных объектов в РФ | Практические | 6 | 2 | ОПК-8, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.3. | Методы мониторинга водных объектов | Лекции | 6 | 2 | ОПК-8, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.4. | Методы мониторинга поверхностных водных объектов | Практические | 6 | 2 | ОПК-8, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
2.5. | Мониторинг водных объектов | Сам. работа | 6 | 11 | ОПК-8, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 3. Государственный водный кадастр | ||||||
3.1. | Структура государственного водного кадастра | Лекции | 6 | 2 | ОПК-8, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
3.2. | Структура государственного водного кадастра | Практические | 6 | 2 | ОПК-8, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
3.3. | Структура государственного водного кадастра | Сам. работа | 6 | 11 | ОПК-8, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 4. Состояние водного хозяйства | ||||||
4.1. | Водоотведение и водопотребление | Лекции | 6 | 2 | ОПК-8, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
4.2. | Водоотведение и водопотребление | Практические | 6 | 2 | ОПК-8, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
4.3. | Нормирование качества воды | Лекции | 6 | 2 | ОПК-8, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
4.4. | Нормирование качества воды | Практические | 6 | 1 | ОПК-8, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
4.5. | Интегральные и комбинированные методики оценки качества воды | Практические | 6 | 1 | ОПК-8, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
4.6. | Управление в области использования и охраны водных источников | Практические | 6 | 1 | ОПК-8, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
4.7. | Этапы и методы прогнозирования состояния водной среды | Практические | 6 | 1 | ОПК-8, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
4.8. | Состояние водного хозяйства | Сам. работа | 6 | 11 | ОПК-8, ПК-16 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Иофин З. К. | Совершенствование теории формирования элементов водного баланса речных бассейнов: | Логос, 2012 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Стрелков А. К., Теплых С. Ю | Охрана окружающей среды и экология гидросферы: учебник: учебник | Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2013 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Новиков В. , Минаева И. А. | Экология на водном транспорте: учебное пособие | Москва : Альтаир : МГАВТ, 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Михайлов В. Н., Добролюбов С. А. | Гидрология: учебник для вузов: учебник | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
Л2.3 | К. К. Эдельштейн | Гидрология материков: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: учебное пособие | Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle «Водный реестр и мониторинг водных ресурсов» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная). 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Экологические проблемы:http://ecologyproblems.ru/ Глобальные проблемы // http://rio10.cis.lead.org/ref_global.htm#1 http://biodat.ru – BioDat. Каталог информационных ресурсов BioDat и Internet, который поможет сориентироваться во множестве различных баз данных, справочников, информационных и аналитических материалов по экологии. http://www.zelife.ru - "Зелёная жизнь" - экологический портал. Материалы о защите окружающей среды, экологии планеты и человека. Справочные материалы, статистическая информация и рейтинги. Экологические карты. http://oopt.info - Информационно-справочная система «ООПТ России». Интернет-ресурс «ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ», целью которого является распространение научной, технической и популярной информации о российских особо охраняемых природных территориях (ООПТ) через Интернет Проблемы устойчивого развития // http://www.russ.ru/politics/20020902-gro.html РИО+10: Полезные материалы и ссылки // http://rio10.cis.lead.org/ref.htm Что такое устойчивое развитие? // http://alkir.narod.ru/sd-article.html Documents relating to Sustainable Development // http://www.laetusinpraesens.org/themes/azsusta.php СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Водный реестр и мониторинг водных ресурсов» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Водный реестр и мониторинг водных ресурсов» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Водный реестр и мониторинг водных ресурсов» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Водный реестр и мониторинг водных ресурсов» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Водный реестр и мониторинг водных ресурсов» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Водный реестр и мониторинг водных ресурсов» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |