МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дизайн интерьера
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-5-2020
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 297
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 10
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) 5 (10) Итого
Недель 14 13,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 54 54 54 54 108 108
Сам. работа 90 90 207 207 297 297
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 288 288 432 432

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Сердюкова Д.А.;Доцент, Чурилов М.Г.

Рецензент(ы):
Кандидат искусствоведения, Доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Дизайн интерьера

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студента определенные профессиональные знания о принципах стиле- и формообразования, художественных приемах и средствах используемых в области дизайна интерьера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю становления и эволюцию дизайна (мировой и отечественный опыт);
историю возникновения, развития и смены стилей эпох;
теоретические концепции западного и отечественного дизайна;
традиционные и современные стилистические направления в дизайне интерьера.
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать цели художественного проекта, алгоритм решения задач, критерии и показатели достижения целей;
выбирать оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации;
разрабатывать и реализовывать проекты в сфере дизайна интерьера;
направлять развитие и саморазвитие личности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.в области методологии художественного проектирования объектов окружающей среды;
в области проектирования изделий интерьера;
подготовки эскизно-графических материалов и опыт художественно-оформительской деятельности;
овладения трудовыми профессиональными навыками в решении дизайн-проекта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика дизайна. Дизайн интерьера
1.1. Специфика дизайна. Основные понятия и определения. Виды дизайна. Основные принципы дизайна - как метода художественно-проектной деятельности. Формы и виды дизайнерского творчества, их особенности. История становления и эволюции дизайна(общая характеристика, основные периоды). Связь истории дизайна с историей научно-технического прогресса. Дизайн как связь искусств и ремесел на заре своего возникновения. Композиционное формообразование и художественное моделирование в дизайне. Средства дизайна. Средства и приемы формообразования. Текстиль в интерьере. Практические 9 8 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.5
1.2. Виды интерьера. Изделия для интерьера. Текстиль в интерьере. Виды текстильных изделий для интерьера. Практические 9 8 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.5
1.3. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 9 30 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.5
Раздел 2. Формирование предметно-пространственной среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций
2.1. Древний Египет. Древняя Греция, Рим, Византия. Древняя Греция (5-1 вв. до н.э.) Древний Рим (1-5 вв. н.э.) Практические 9 8 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.5
2.2. Формирование предметно-пространственной среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций Практические 9 10 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.5
2.3. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 9 30 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.5
Раздел 3. Духовно-материальная культура в эпоху средневековья
3.1. Раннее Средневековье (дороманский период V-X вв.) Романский период (X-XII вв.) Готический период (XII-XV вв.) Практические 9 10 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.5
3.2. Духовно-материальная культура в эпоху средневековья Практические 9 10 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.5
3.3. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 9 30 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.5
3.4. Зачет 9 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.5
Раздел 4. Переход к индустриальной цивилизации
4.1. Ренессанс XV-XVI вв. Барокко XVI-XVIII вв. Рококо- середина XVIII в. 1723-1774 гг. Классицизм-вторая половина XVIII в. Ампир. Франция- последние годы XVIII- и начальный период XIX в. Основные европейские стили Практические 10 8 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.5
4.2. Интерьер в период перехода к индустриальной цивилизации Практические 10 8 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.5
4.3. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 10 68 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.5
Раздел 5. Индустриальный дизайн
5.1. Уильям Моррис. Модерн. Веркбунд. Баухауз Практические 10 8 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.5
5.2. Интерьер в период индустриального дизайна Практические 10 10 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.5
5.3. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 10 68 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.5
Раздел 6. Дизайн XXI в.
6.1. Основные характеристики и объективные особенности современного дизайна Практические 10 10 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.5
6.2. Дизайн XXI в. Практические 10 10 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.5
6.3. Проработка конспекта лекций и литературы. Подготовка к практическим занятиям. Сам. работа 10 71 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.5
6.4. Экзамен 10 27 ПК-2 Л3.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.4, Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. в приложении
5.3. Фонд оценочных средств
см. в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Захарченко, Т.Ю. История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 https://e.lanbook.com/book/62975
Л1.2 Короткова, М.В. История жилища. От древности до модерна: Москва : Новый хронограф, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228462
Л1.3 Смирнова Л. Э. История и теория дизайна: Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435841
Л1.4 Старикова, Ю.С. Основы дизайна: Москва : А-Приор, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=72693
Л1.5 Сложеникина, Н.С. Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2014 https://e.lanbook.com/book/63040.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Усанова, Алла Леонидовна Основы композиции в дизайне: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3557
Л2.2 Шокорова Л. В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве : учеб. пособие : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016. - 118 с.//ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3373
Л2.3 А. Л. Усанова История, теория и методология дизайн-проектирования: учеб.- метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4979
Л2.4 Тарасова, О.П. Организация проектной деятельности дизайнера: учебное пособие Оренбург : ОГУ, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485751
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
Л3.2 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3555
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online»
Э2 http://e.lanbook.com Электронная библиотечная система издательства «Лань»
Э3 http://www.Ibooks.ru Электронная библиотечная система учебной и научной литературы
Э4 http://www.biblioclub.ru Электронная библиотечная система «Университетская библиотека online»
Э5 http://e.lanbook.com Электронная библиотечная система издательства «Лань»
Э6 http://www.Ibooks.ru Электронная библиотечная система учебной и научной литературы
Э7 дизайн интерьера https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3774
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.
1. Для наиболее емкого видения и понимания проблем, связанных с современным дизайном интерьера, целесообразно систематически обращаться к творчеству самого широкого круга мастеров изобразительного, архитектурного искусства, как отечественного, так и зарубежного: А.Л. Экстер, Л.С. Поповой, В. Кандинскому, А.В. Гропиусу, Л.С. Баксту, И. Татлину и др.
2. Знакомство с творчеством современных художников, архитекторов, дизайнеров.
3. Периодический просмотр журналов, телепередач, электронных ресурсов, посвященных вопросам стиля, дизайна, мoде.
4. Современный дизайн должен учитывать все прогрессивные и гуманистические тенденции развития культуры. Для этого студенту рекомендуется: глубокое изучение и сохранение связи с лучшими традициями и наследием прошлого; активное и аналитическое освоение передового, прогрессивного в современной культуре; реализация новых идей, способствующих промышленному прогрессу; научный подход к прогнозированию развития форм в дизайне; отражение связи с современностью, архитектурой, искусством, новыми достижениями в области научно-технического прогресса.
5. Знакомство с проектами известных современных дизайнеров, архитекторов, через интернет, просмотр CD-дисков .
6. Освоение дизайн-программ в графическом редакторе, с целью выполнения эскизно-графических работ, коллажей, панно с помощью компьютерных технологий.