МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ценообразование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки27.03.02. Управление качеством
ПрофильУправление качеством продукции на основе использования биоресурсов региона
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план27_03_02_ УК-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 102
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 102 102 102 102
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Горянинская Ольга Анатольевна

Рецензент(ы):
ст. преподаватель, Пяткова Оксана Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Ценообразование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.02 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 92)

составлена на основании учебного плана:
27.03.02 Управление качеством
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № №9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М.М. к.э.н., доцент, и.о.заведующего кафедрой ЭПиМ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № №9
Заведующий кафедрой Бутакова М.М. к.э.н., доцент, и.о.заведующего кафедрой ЭПиМ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ЦЕЛЬ КУРСА – ПОДГОТОВИТЬ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ И ОСМЫСЛЕННОМУ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.
Задачи курса:
- Углубить знание студентами теоретических основ ценообразования;
- Познакомить студентов с методическими основами и методами ценообразования;
- Привить студентами навыки решения прикладных задач в области ценообразования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ПК-5 умением выявлять и проводить оценку производительных и непроизводительных затрат
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- звзаимосвязь ценообразования с другими инструментами механизма управления; методологические основы ценообразования;
-элементы производительных и непроизводительных затрат;
3.2.Уметь:
3.2.1.- провести маркетинговые исследования рынка с целью оценки реакции покупателей на цены, их изменение и выделить основные ценообразующие факторы; обосновать целесообразность применения известных стратегий и тактических приемов ценообразования;
- выполнять и проводить оценку производительных и непроизводительных затрат;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками определения структурных элементов цены и расчета их доли в цене товара; навыками математического моделирования цен;
- навыками оценки производительных и непроизводительных затрат

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1.1. Ценообразование и характеристики рынка Лекции 4 4 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Ценообразование и характеристики рынка Практические 4 4 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.3. Ценообразование и характеристики рынка Сам. работа 4 12 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.4. Система цен в экономике. Лекции 4 2 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.5. Система цен в экономике. Практические 4 2 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.6. Система цен в экономике. Сам. работа 4 12 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.7. Теоретические и практические аспекты моделирования и анализа эластичности спроса Лекции 4 4 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.8. Теоретические и практические аспекты моделирования и анализа эластичности спроса Практические 4 2 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.9. Теоретические и практические аспекты моделирования и анализа эластичности спроса Сам. работа 4 12 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.10. Методы сбора и обработки информации о поведении потребителя Лекции 4 2 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.11. Методы сбора и обработки информации о поведении потребителя Практические 4 2 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.12. Методы сбора и обработки информации о поведении потребителя Сам. работа 4 12 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН
2.1. Методы государственного регулирования цен Лекции 4 2 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.2. Методы государственного регулирования цен Практические 4 2 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.3. Методы государственного регулирования цен Сам. работа 4 14 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЦЕН НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Моделирование и анализ безубыточности решений в ценообразовании Лекции 4 2 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.2. Моделирование и анализ безубыточности решений в ценообразовании Практические 4 2 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
3.3. Моделирование и анализ безубыточности решений в ценообразовании Сам. работа 4 12 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
4.1. Стратегия ценообразовани Лекции 4 2 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.2. Стратегия ценообразовани Практические 4 4 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.3. Тактика ценообразовани Лекции 4 2 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.4. Тактика ценообразовани Практические 4 4 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.5. Тактика ценообразовани Сам. работа 4 14 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1
4.6. Стратегия ценообразовани Сам. работа 4 14 ОК-3, ПК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Смотри приложение

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Смотри приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотри приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бутакова М.М. Стратегия и тактика ценообразования: основная литература АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Касьяненко Т.Г. - отв. ред. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1) - (официальный сайт Федеральной службы по тарифам РФ) www.fst.ru
Э2 2) – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ) www.gks.ru
Э3 3) – (официальный сайт Международного валютного фонда) www.imf.ru
Э4 4) (официальный сайт Министерства финансов РФ) www.minfin.ru
Э5 5) – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ) www.economy.gov.ru
Э6 Курс в Moodel "Ценообразование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), бессрочно


6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Промежуточным контролем знаний студентов в течение и обучения являются контрольные работы по ключевым темам дисциплины. Особенное место при чтении курса занимают практические занятия. На практических занятиях при освоении новой темы студентам выдаются задания, направленные на закрепление практических навыков в данной предметной области. Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе - самостоятельной работы студентов. Выделяемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и практических рекомендаций лидеров ценообразования России и ведущих российских и зарубежных компаний. Самостоятельная работа студента в процессе освоения дисциплины включает в себя:
- изучение основной и дополнительной литературы по курсу;
- работу с электронными учебными ресурсами;
- изучение Интернет-ресурсов;
- выполнение самостоятельной работы;
- индивидуальные и групповые консультации по наиболее сложным вопросам.