Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 21.02.2020 г. № 06
Заведующий кафедрой Волкова Татьяна Геннадьевна
1.1. | подготовка специалистов, владеющих необходимой системой знаний и способных их применять на практике в сфере решения профессиональных психологических задач в области теории и практики межкультурных коммуникаций и межкультурного взаимодействия |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-5 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные современные проблемы в области психологии межкультурных коммуникаций |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в специфике и структуре курса, обобщать и систематизировать знания по современным проблемам, темам курса |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | практическими умениями и навыками, необходимыми для применения курса |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психология межкультурных коммуникаций: цель, задачи, история и перспективы развития | ||||||
1.1. | Многообразие культур, рост взаимозависимости культур и народов, рост значимости культурной отличительности и культурной самобытности | Лекции | 1 | 2 | ОК-5 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Типы стран мира по национальному составу | Практические | 1 | 4 | ОК-5 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Становление и развитие психологии межкультурных коммуникаций как учебной дисциплины и направления исследований в США, в Европе и в России | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-5 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Глобализация и культурные границы | ||||||
2.1. | Различные подходы в осмыслении процесса глобализации и ее перспектив (Ф.Фукуяма, С.Хантингтон, У. Бек и др.) | Лекции | 1 | 2 | ОК-5 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Культурная глобализация (Р.Робертсон, А.Аппадураи, Олброу, Фезерстоун и др.). Глокализация (Р.Робертсон) | Практические | 1 | 4 | ОК-5 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Противоречивые последствия глобализации | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-5 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Понятие “культуры” в различных дисциплинах | ||||||
3.1. | Проблемы дефиниции понятия “культура”. Дескриптивные, исторические, генетические, нормативные, структурные и психологические определения понятия «культура». Категории культуры | Лекции | 1 | 2 | ОК-5 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Антропологическая традиция в исследовании культуры (Джон Хонигман, Эд Тайлер, Алфред Кребер, Клайд Клакхон, Клиффорд Гирц, Лесли Уайт) | Практические | 1 | 2 | ОК-5 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Исследование коммуникаций в культурной антропологии | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-5 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Концепция культуры в психологии | ||||||
4.1. | Судьба культуры в интеллектуальной традиции западной психологии | Лекции | 1 | 2 | ОК-5 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Культурная психология (Шведер, М.Коул, Гринфилд, Дж. Верч) | Практические | 1 | 4 | ОК-5 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Культурно- историческая психология и понимание культуры (Л.С. Выготский) | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-5 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Культура и коммуникация | ||||||
5.1. | Теории и модели межкультурных коммуникаций | Лекции | 1 | 2 | ОК-5 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Вербальная межкультурная коммуникация | Практические | 1 | 4 | ОК-5 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Невербальная межкультурная коммуникация | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-5 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Культура и личность | ||||||
6.1. | Типы культур, измерения культур и межкультурная коммуникация | Лекции | 1 | 2 | ОК-5 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Межкультурная сензитивность и межкультурная компетентность | Практические | 1 | 2 | ОК-5 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Конфликты в межкультурном взаимодействии | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-5 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Практические вопросы психологии межкультурных коммуникаций | ||||||
7.1. | Проблемы адаптации и аккультурации в инокультурной среде | Лекции | 1 | 2 | ОК-5 | Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Деловые коммуникации в межкультурном пространстве | Практические | 1 | 2 | ОК-5 | Л1.1, Л2.1 |
7.3. | Групповые тренинги формирования навыков межкультурных коммуникаций | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-5 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
прилагается |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Садовская В.С., Ремизов В.А. | ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.Г. Крысько | Психология межнациональных отношений: курс лекций | Вузовский учебник, 2018 | znanium.com/catalog/produkt/950800 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Психология межкультурных коммуникаций | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) | ||
Э2 | Психология межкультурных коммуникаций | ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Психология межкультурных коммуникаций | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов. В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на: - расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам; - усвоение умений и навыков практической работы; - развитие умений самопознания и саморазвития. Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий: - формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах; - формулирование резюме по прочитанному материалу; - составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями; - составление краткого конспекта текста. |