МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология межкультурных коммуникаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология межкультурных коммуникаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.02.2020 г. № 06
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Татьяна Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.02.2020 г. № 06
Заведующий кафедрой Волкова Татьяна Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка специалистов, владеющих необходимой системой знаний и способных их применять на практике в сфере решения
профессиональных психологических задач в области теории и практики межкультурных коммуникаций и межкультурного взаимодействия

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные современные проблемы в области психологии межкультурных коммуникаций
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в специфике и структуре курса, обобщать и систематизировать знания по современным проблемам, темам курса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками, необходимыми для применения курса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология межкультурных коммуникаций: цель, задачи, история и перспективы развития
1.1. Многообразие культур, рост взаимозависимости культур и народов, рост значимости культурной отличительности и культурной самобытности Лекции 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Типы стран мира по национальному составу Практические 1 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Становление и развитие психологии межкультурных коммуникаций как учебной дисциплины и направления исследований в США, в Европе и в России Сам. работа 1 6 ОК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Глобализация и культурные границы
2.1. Различные подходы в осмыслении процесса глобализации и ее перспектив (Ф.Фукуяма, С.Хантингтон, У. Бек и др.) Лекции 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Культурная глобализация (Р.Робертсон, А.Аппадураи, Олброу, Фезерстоун и др.). Глокализация (Р.Робертсон) Практические 1 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Противоречивые последствия глобализации Сам. работа 1 6 ОК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Понятие “культуры” в различных дисциплинах
3.1. Проблемы дефиниции понятия “культура”. Дескриптивные, исторические, генетические, нормативные, структурные и психологические определения понятия «культура». Категории культуры Лекции 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Антропологическая традиция в исследовании культуры (Джон Хонигман, Эд Тайлер, Алфред Кребер, Клайд Клакхон, Клиффорд Гирц, Лесли Уайт) Практические 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Исследование коммуникаций в культурной антропологии Сам. работа 1 6 ОК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Концепция культуры в психологии
4.1. Судьба культуры в интеллектуальной традиции западной психологии Лекции 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Культурная психология (Шведер, М.Коул, Гринфилд, Дж. Верч) Практические 1 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. Культурно- историческая психология и понимание культуры (Л.С. Выготский) Сам. работа 1 6 ОК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Культура и коммуникация
5.1. Теории и модели межкультурных коммуникаций Лекции 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
5.2. Вербальная межкультурная коммуникация Практические 1 4 ОК-1 Л1.1, Л2.1
5.3. Невербальная межкультурная коммуникация Сам. работа 1 6 ОК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Культура и личность
6.1. Типы культур, измерения культур и межкультурная коммуникация Лекции 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
6.2. Межкультурная сензитивность и межкультурная компетентность Практические 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
6.3. Конфликты в межкультурном взаимодействии Сам. работа 1 6 ОК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Практические вопросы психологии межкультурных коммуникаций
7.1. Проблемы адаптации и аккультурации в инокультурной среде Лекции 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
7.2. Деловые коммуникации в межкультурном пространстве Практические 1 2 ОК-1 Л1.1, Л2.1
7.3. Групповые тренинги формирования навыков межкультурных коммуникаций Сам. работа 1 9 ОК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Садовская В.С., Ремизов В.А. ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Г. Крысько Психология межнациональных отношений: курс лекций Вузовский учебник, 2018 znanium.com/catalog/produkt/950800
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психология межкультурных коммуникаций Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Психология межкультурных коммуникаций ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Психология межкультурных коммуникаций portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.