МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология межкультурных коммуникаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология межкультурных коммуникаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.02.2020 г. № 06
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Татьяна Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.02.2020 г. № 06
Заведующий кафедрой Волкова Татьяна Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка специалистов, владеющих необходимой системой знаний и способных их применять на практике в сфере решения
профессиональных психологических задач в области теории и практики межкультурных коммуникаций и межкультурного взаимодействия

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные современные проблемы в области психологии межкультурных коммуникаций
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в специфике и структуре курса, обобщать и систематизировать знания по современным проблемам, темам курса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками, необходимыми для применения курса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология межкультурных коммуникаций: цель, задачи, история и перспективы развития
1.1. Многообразие культур, рост взаимозависимости культур и народов, рост значимости культурной отличительности и культурной самобытности Лекции 1 1 ОК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Типы стран мира по национальному составу Практические 1 1 ОК-5 Л1.1, Л2.1
1.3. Становление и развитие психологии межкультурных коммуникаций как учебной дисциплины и направления исследований в США, в Европе и в России Сам. работа 1 8 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Глобализация и культурные границы
2.1. Различные подходы в осмыслении процесса глобализации и ее перспектив (Ф.Фукуяма, С.Хантингтон, У. Бек и др.) Лекции 1 1 ОК-5 Л1.1, Л2.1
2.2. Культурная глобализация (Р.Робертсон, А.Аппадураи, Олброу, Фезерстоун и др.). Глокализация (Р.Робертсон) Практические 1 1 ОК-5 Л1.1, Л2.1
2.3. Противоречивые последствия глобализации Сам. работа 1 8 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Понятие “культуры” в различных дисциплинах
3.1. Проблемы дефиниции понятия “культура”. Дескриптивные, исторические, генетические, нормативные, структурные и психологические определения понятия «культура». Категории культуры Лекции 1 1 ОК-5 Л1.1, Л2.1
3.2. Антропологическая традиция в исследовании культуры (Джон Хонигман, Эд Тайлер, Алфред Кребер, Клайд Клакхон, Клиффорд Гирц, Лесли Уайт) Практические 1 1 ОК-5 Л1.1, Л2.1
3.3. Исследование коммуникаций в культурной антропологии Сам. работа 1 8 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Концепция культуры в психологии
4.1. Судьба культуры в интеллектуальной традиции западной психологии Лекции 1 1 ОК-5 Л1.1, Л2.1
4.2. Культурная психология (Шведер, М.Коул, Гринфилд, Дж. Верч) Практические 1 1 ОК-5 Л1.1, Л2.1
4.3. Культурно- историческая психология и понимание культуры (Л.С. Выготский) Сам. работа 1 8 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Культура и коммуникация
5.1. Теории и модели межкультурных коммуникаций Практические 1 1 ОК-5 Л1.1, Л2.1
5.2. Вербальная межкультурная коммуникация Практические 1 1 ОК-5 Л1.1, Л2.1
5.3. Невербальная межкультурная коммуникация Сам. работа 1 8 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Культура и личность
6.1. Типы культур, измерения культур и межкультурная коммуникация Сам. работа 1 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1
6.2. Межкультурная сензитивность и межкультурная компетентность Сам. работа 1 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1
6.3. Конфликты в межкультурном взаимодействии Сам. работа 1 4 ОК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Практические вопросы психологии межкультурных коммуникаций
7.1. Проблемы адаптации и аккультурации в инокультурной среде Сам. работа 1 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1
7.2. Деловые коммуникации в межкультурном пространстве Сам. работа 1 4 ОК-5 Л1.1, Л2.1
7.3. Групповые тренинги формирования навыков межкультурных коммуникаций Сам. работа 1 4 ОК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Садовская В.С., Ремизов В.А. ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Г. Крысько Психология межнациональных отношений: курс лекций Вузовский учебник, 2018 znanium.com/catalog/produkt/950800
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психология межкультурных коммуникаций Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Психология межкультурных коммуникаций ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Психология межкультурных коммуникаций portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов.
В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.