МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общий психологический практикум (модуль 3)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст.преподаватель, Прайзендорф Е.С.

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, Доцент, Кузьмина А.С.

Рабочая программа дисциплины
Общий психологический практикум (модуль 3)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г.,к. психол. н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г.,к. психол. н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является:
Теоретическое и практическое знакомство с методами, используемыми в психологических исследованиях
Задачи курса:
1. Получение студентами знаний о специфике качественного подхода в психологическом исследовании.
2. Формирование навыков применения общепсихологических методов в психологическом исследовании.
3. Отработать технику применения каждого метода и сформировать навыки сравнительного анализа полученных результатов.
4. Способствовать развитию навыков наблюдательности, коммуникативной грамотности, самопонимания, самопознания и прочих рефлексивных способностей как профессионально важных качеств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.22

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-7 способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О методах исследования в психологии;
процедуах получения и описания эмпирических данных;
стандартных способах представления и обработки данных и анализа результатов;
планировании эмпирических исследований;
эксперименте и его разновидности в различных психологических школах, представленных как типы исследования в психологии.
О психологических измерениях: методы нольмерного (классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности), одномерного и многомерного шкалирования; типы шкал;
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать:
виды наблюдения в психологии: стандартизованное, лабораторное, полевое, включенное, невключенное;
метод наблюдения в психологии и его разновидности
виды беседы в психологии: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная;
методы нольмерного (классические и современные процедуры измерения порогов чувствительности),
одномерного и многомерного шкалирования;
типы шкал;
Уметь:
подготовить и провести частично стандартизированной беседы;
составлять программу наблюдения и обрабативать результаты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки создания психологического и поведенческого портретов личности на основе наблюдения;
навыки ведения наблюдения,
навыки обработки и интерпретации протоколов наблюдения;
навыки ведения беседы;
отработать технику применения каждого метода и сформировать навыки сравнительного анализа полученных результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания использования методов в психологическом исследовании.
1.1. Общая система методов исследования психологии. Лекции 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.10, Л1.9, Л1.1, Л2.5
1.2. Общая система методов исследования психологии. Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.9, Л1.1, Л1.2, Л2.5
1.3. Алгоритм формирования исходного множества признаков, способы их эмпирического описания, типы шкал. Лекции 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.5, Л1.10, Л2.5
Раздел 2. Использование метода наблюдения в психологическом исследовании.
2.1. Общая характеристика метода наблюдения Сам. работа 3 10 ОК-6, ПК-7 Л2.1, Л1.7, Л2.4, Л1.5, Л1.3, Л2.7, Л2.5
2.2. Общая характеристика метода наблюдения Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-7 Л1.7, Л2.4, Л1.3
2.3. Метод наблюдения при анализе невербальной коммуникации. Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-7 Л2.1, Л1.7, Л1.8, Л2.6
2.4. Некоторые аспекты применения метода наблюдения в клинической психологии. Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-7 Л1.7, Л2.2, Л2.8
2.5. Субъектное, объектное отношение психолога к клиенту, как фактор, влияющий на результат наблюдения. Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-7 Л2.4, Л1.8, Л1.1, Л2.6, Л2.5
2.6. Некоторые аспекты применения метода наблюдения в клинической психологии. Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-7 Л1.7, Л1.5, Л2.6, Л2.5
2.7. Стандартизированное наблюдение: протоколирование. Признаки и индикаторы психологических свойств и сотояний. Диагностически значимые ситуации. Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л2.3, Л1.10, Л1.1, Л1.3
2.8. Стандартизированное наблюдение: протоколирование. Признаки и индикаторы психологических свойств и сотояний. Диагностически значимые ситуации. Сам. работа 3 4 ОК-6, ПК-7 Л2.3, Л1.10, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Вербально-коммуникативные методы в психологическом исследовании.
3.1. Виды беседы в психологии: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная Практические 3 1 ОК-6, ПК-7 Л1.3, Л1.4, Л2.5
3.2. Доминирующие каналы коммуникации (аудиальный, визуальный, кинестетический), их вербальная презентация. Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.3, Л2.6, Л1.4, Л2.5
3.3. Психологический анализ речи и типы вопросов Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.8, Л2.6
3.4. Опрос. Виды опросов. Анкетирование Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.1, Л1.3, Л2.5
3.5. Биографический метод в психологическом исследовании Практические 3 1 ОК-6, ПК-7 Л1.3, Л1.4, Л2.5
3.6. Биографический метод в психологическом исследовании Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.3, Л1.4, Л2.5
Раздел 4. Общая характеристика эмпирического имсследования в психологии
4.1. Постановка и анализ проблемы исследования Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.7, Л1.10
4.2. Способы и принципы формулировки гипотез психологического исследования Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.5, Л1.10
4.3. Составление логического плана и программы и программы психологичекого исследования Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.5, Л1.10
4.4. Формулировки проблемы, цели, объекта, предмета психологического исследования Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.10
4.5. Формулировки научных гипотез психологического исследования Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.10
4.6. Эмпирические методы сбора данных исследования Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.5
4.7. Психологические измерения в психологии Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.7
4.8. Понятие нормального распределения Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.7
4.9. Анализ структуры эмпирического исследования в психологии Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.5
4.10. Типы измерительных шкал в психологии Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.5
4.11. Измерительные шкалы в психологическом исследовании Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.7
Раздел 5. Измерение психических состояний в психологии
5.1. Особенности восприятия формы при пассивном и активном восприятии Практические 3 1 ОК-6, ПК-7 Л1.6
5.2. Исследование индивидуальных особенностей восприятия Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л2.1
5.3. Измерение объема восприятия Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.6
5.4. Исследования состояния фрустрации личности Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.7, Л2.5
5.5. Геометрические иллюзии зрительного восприятия (Иллюзия Мюллера-Лайера) Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.6
5.6. Зрительные иллюзии Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.6
5.7. Изучение процессов психической регуляции: внимания, психомоторики и саморегуляции Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л2.1
5.8. Исследование устойчивости внимания (Методика Рисса) Практические 3 2 ОК-6, ПК-7 Л2.1
5.9. Изучение особенностей переключения внимания Практические 3 1 ОК-6, ПК-7 Л2.1, Л1.6
5.10. Изучение особенностей переключения внимания (с помощью проб Крепелина) Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л2.1
5.11. Изучение особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева) Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л2.5
5.12. Анализ нервно-психической устойчивости человека Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л2.5
5.13. Способы исследования напряженности личности Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.7, Л2.5
5.14. Исследование уровня притязаний личности (методика Ф.Хоппе) Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.7
5.15. Моторная проба Шварцландера Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.7
5.16. Исследование самооценки (методика Дембо-Рубинштейн) Сам. работа 3 2 ОК-6, ПК-7 Л1.7

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. М. Руденко Экспериментальная психология: [учеб. пособие] Ростов н/Д: Феникс, 2011
Л1.2 Третьяк Л. Н., Воробьев А. Л. ; Под общ. ред. Третьяк Л.Н. Основы теории и практики обработки экспериментальных данных: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2019 // ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Л1.3 В. Б. Хозиев Практикум по общей психологии: Учебное пособие М. : Академия, 2009
Л1.4 Елисеев О.П. Практикум по психологии личности: Серия: Практикум Питер, 2008
Л1.5 Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
Л1.6 А. М. Руденко Психологический практикум: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д: Феникс, 2010
Л1.7 под ред. А. А. Крылова и С. А. Маничева Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2007
Л1.8 Г. Р. Чернова, Т. В. Слотина Психология общения: учеб. пособие СПб.: Питер, 2012
Л1.9 Вараксин В.Н., Казанцева Е.В. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие Ростов н/Д: Феникс, 2012
Л1.10 Гусев А.Н., Уточкин И.С. Психологические измерения: Теория. Методы: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семенова С.Л., Фельдштейн Д.И. Практикум по общей психологии: учеб. пособие М.: [МПСИ, 2006
Л2.2 Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие. М. : Академия,, 2009
Л2.3 Т. В. Дубинина Экспериментальная психология: (вводный курс лекций с комментариями) Барнаул, 2005
Л2.4 Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
Л2.5 Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие Дом БАХРАХ-М, 2003
Л2.6 Панфилова А.П. Теория и практика общения: учебник М.: Академия, 2007
Л2.7 Елесеев О.П. Практикум по психологии личности : учебное пособие Питер, 2007
Л2.8 Л. С. Подымова и др. ; под ред. В. А. Сластенина. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для вузов М. : Академия, , 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru/
Э2 http://www.annualreviews.org/journal/psych
Э3 http://www.sciencemag.org/cgi/collection/psychology
Э4 http://www.springerlink.com/humanities-social-sciences-and-law/books/
Э5 http://elibrary.ru/titles.asp
Э6 http://www.springerlink.com/behavioral-science/
Э7 http://nasledie.enip.ras.ru/unicollections/list.html?id=42033925
Э8 http://psylib.kiev.ua/
Э9 http://azps.ru/
Э10 Курс в Moodle "Общий психологический практикум (модуль 3)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система АГУ (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины