МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Архитектура органа как отражение картины мира
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильИстория отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_ИИ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.иск., проф., Будкеев С.М.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Архитектура органа как отражение картины мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 г. № 1404)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины - показать актуальность и постановку проблемы исследования обусловлеными потребностями развития научной теории и практики в условиях динамических процессов формирования и преобразования культуры, в частности - органной музыки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7: способностью анализировать и объяснять историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Историческое значение произведений русской музыкальной органной культуры;
2. Преемственность художественных традиций, сюжетов и образов разных исторических эпох;
3.Традиции исполнения органных сочинений разных стилевых эпох и
направлений на соответствующих им моделях органов
3.2.Уметь:
3.2.1.
1. Осознанно воспринимать лекционный материал и углублять его в процессе самостоятельной работы и семинарских занятий;
2. Понимать историческое значение произведений органной музыкальной культуры;
3. Уметь анализировать музыкальное произведение, находить в нем черты эпохи, стиля и авторского своеобразия



3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1.Навыками определения понятий, особенностей органной музыки;
2. Некоторыми специфическими приемами органной техники



4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Архитектура органа
1.1. Архитектура органа в контексте определённой исторической эпохи, страны, региона, художественного направления (закономерности, стилевые черты и т.д.) Лекции 2 2 ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Закономерности, стилевые черты архитектуры органа Сам. работа 2 10 ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Роль искусства в архитектуре органа
2.1. Место и значение изобразительного искусства в оформлении органов (например, по видам - скульптура, живопись, элементы дизайна и т.д.) Лекции 2 2 ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Образная сфера искусства. Видовое и жанровое разнообразие русской музыкальной культуры. Сам. работа 2 8 ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Музыкальная культура
3.1. Декоративно-прикладное искусство в оформлении инструмента и его системно организованного пространства (по материалу - металл, дерево, слоновая кость; по технике выполнения - резьба, роспись, орнамент; по функциональным признакам - оформление пульта управления, несущих конструкций и т.д.) Практические 2 4 ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Визуальные средства воздействия органа в аксиологических, социологических, гносеологических аспектах художественного освоения мира Сам. работа 2 8 ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Орган как полифункциональный центр ценностно-ориентированной деятельности
4.1. Культурно-исторические предпосылки формирования архитектурного образа органа как действенного фактора комплекса выразительных средств Сам. работа 2 8 ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Культурно-исторические предпосылки формирования архитектурного образа органа как действенного фактора комплекса выразительных средств
5.1. Взаимосвязь между архитектурной теорией Витрувия и принципиальными идеями первоначальных конструкций органа Лекции 2 2 ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Влияние западной музыкальной культуры на российское профессиональное искусство Сам. работа 2 6 ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.3. Значимость ордерной системы в архитектурном оформлении органов отдельных стран и творческих направлений эпох барокко, классицизма, романтизма Сам. работа 2 8 ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.4. Знаки написания музыки и их эволюция. Сам. работа 2 8 ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Содержание художественного приёма контрапоста как архитектурной метафоры и конкретизировано его применение в архитектуре органа
6.1. Закономерность системно организованного пространства контрапоста, выявленная во взаимосвязях композиций органного фасада, полифонической ткани органных произведений, внутренней компоновки органной конструкции Лекции 2 2 ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.2. Деятели органной музыки Сам. работа 2 8 ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.3. Специфические функции архитектуры органа, ретранслирующие образы картины мира, взаимодействующие с индивидом и группой Практические 2 6 ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.4. Этапы и принципы формирования органной архитектуры как отражения картины мира Сам. работа 2 10 ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.5. Наиболее значительные композиторы XIX столетия и их вклад в развитие органной музыки Сам. работа 2 12 ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.6. Зачет 2 4 ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения
Приложение 1.   Архитектура органа.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Будкеев, С. М. Архитектура и дизайн органов Древней Греции, Рима и Византии: монография Изд-во АлтГУ//ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2181
Л1.2 Цытович, В.И. Традиции и новаторство. Вопросы теории, истории музыки и музыкальной педагогики : учебное пособие Санкт-Петербург : Лань, Планета музыки, 2018 https://e.lanbook.com/book/103888.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Майкапар А. Е. О музыке: учебное пособие М.: Директ-Медиа// ЭБС"Университетская библиотека он-лайн", 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=71085
Л2.2 Садохин А.П. Мировая художественная культура: учеб. пособие для учащихся средних проф. учеб. заведений М.:ЮНИТИ-ДАНА // ЭБС "Университетская библиотека on-line", 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115032
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История музыки: [Электронный ресурс]. http://istoriyamuziki.narod.ru/index.html
Э2 Культурная эволюция: [Электронный ресурс]. http://yarcenter.ru/content/view/62397/47/
Э3 Архитектура органа как отражение картины мира http://cheloveknauka.com/arhitektura-organa-kak-otrazhenie-kartiny-mira
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- выполнение практических графических художественно-творческих работ;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.