МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Коммуникативно - речевой тренинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильИстория отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_ИИ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Доцент, И.Н. Зуев

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Коммуникативно - речевой тренинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 г. N 1404)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины
Формирование у студентов сознательного отношения к развитию и совершенствованию индивидуальных голосовых и дикционных навыков, необходимых для публичного выступления. Способствовать формированию аналитико-синтаксической деятельности студентов путем развития их логического мышления: умений выявлять мысль автора, мелодически правильно выражать ее в звучании и передавать слушателю в перспективном ее развитии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 владением навыками практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные черты и составные части коммуникативно-речевого тренинга;
- основные этапы развития коммуникативно-речевого тренинга в их связи с общими тенденциями развития общества;
- характерные признаки разных методик коммуникативно-речевого тренинга;
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать полученные знания коммуникативно-речевого тренинга в преподовании в образовательныз организациях;
- применять методы коммуникативно-речевого тренинга в образовательной процессе;
- применять различные техники коммуникативно-речевого тренинга в преподавании в образовательной организации;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- практическими знаниями коммуникативно-речевого тренинга для преподавания в образовательном учреждении;
- практическими навыками речевой коммуникации, использую их в образовательном процессе;
- методами коммуникативно-речевого тренинга для использования в преподавательской деятельности;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Дыхание и голос
1.1. Освобождение голоса. Понятие «голосовой опоры». Постановка речевого дыхания. Освоение носового дыхания. Опора дыхания. Лекции 2 2 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Дыхательный и голосовой тренинг. Освоить носовое и фонационное дыхание. Составить индивидуальный дыхательно-голосовой тренинг. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Артикуляция и дикция
2.1. Дикция. Произношение звонких/глухих сложных звукосочетаний типа «пти – бди…, кпти – гбди…, фти – вди… и т.д.» Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.2. Артикуляция свистящих и шипящих звуков. Диагностика индивидуальных дикционных недостатков. Артикуляция сонорных звуков и их звукосочетаний (рли – рлы…, лри – лры… и т.д.) Практические 2 2 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.3. Артикуляционная гимнастика. Комплексный голосо-речевой и дикционный тренинг. Лекции 2 2 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.4. Составить тексты на свой дифектный звук. Сделать контрольную аудиозапись и сравнить с первой на наличие дикционных недостатков. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Нормы литературного произношения.
3.1. Нормативность произношения гласных. Лекции 2 2 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.2. Нормативность произношения звукосочетаний согласных в слове, на стыке слов. Практические 2 2 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.3. Нормативность произношения согласных и гласных в современных и классических текстах. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.4. Подобрать упражнения, скороговорки и тексты для исправления индивидуальных недостатков. Контрольная аудиозапись. Анализ произношения своего и сокурсников. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Законы логики в речевом действии.
4.1. Закрепление и совершенствование навыков длинного дыхания, голосоведения, усложненные дикционные тренинги. Сам. работа 2 4 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.2. Правила логического чтения. Практические 2 2 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.3. Знаки препинания в речевом действии. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.4. Законы интонации в речевом общении. Логические ударения. Пауза/Словесное действие. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.5. Логика чтения художественных и информационных текстов. Лекции 2 2 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.6. Тренировать произношение гласных и согласных звуков в скороговорках, специально подобранных текстах и в бытовой речи. Сам. работа 2 3 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.7. Составить рассказ из скороговорок на дефектные звуки и подготовить его к чтению. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.8. Транскрибировать тексты на произношение гласных и звукосочетание согласных. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Процесс подготовки чтения текста информационного сюжета.
5.1. Формы общения с теле и радио аудиторией. Сам. работа 2 4 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
5.2. Конспектирование источников. Сам. работа 2 4 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
5.3. Процесс подготовки чтения текста информационного сюжета. Этапы работы. Практические 2 2 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
5.4. Тренировать произношение гласных и согласных звуков в скороговорках, специально подобранных текстах и в бытовой речи. Сам. работа 2 18 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
5.5. Действенный анализ текста. Сам. работа 2 4 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
5.6. Определение темы, идеи, жанра произведения, сверхзадачи исполнителя. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
5.7. Чтение информационных текстов. Практические 2 2 ПК-6 Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
5.8. Чтение информационных текстов. Сам. работа 2 29 ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1
5.9. Зачёт по дисциплине Зачет 2 4 ПК-6 Л1.3, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Автушенко И. А. Сценическая речь и эмоциональный слух: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Редакционно-издательский отдел ВГИК, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Петрова А.Н. Искусство речи: учебник М. : Аспект Пресс, 2011 e.lanbook.com
Л1.3 Гусар Е.Г., Кулинкина Т.Ю. Нормы произношения в эфире: Орфоэпия и акцентология: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Савостьянов А. И. ТЕХНИКА РЕЧИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ АКТЕРА, испр. и доп. Практическое пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.slovari.ru/
Э2 http://www.gramota.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Система управления обучением "Moodle" - https://moodle.org/
5. Электронно-библиотечная система "Лань" https://e.lanbook.com/
6. ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся вопросы к зачету и выполнение практических заданий в форме теста.
Зачет проводится в форме устных ответов на вопросы и выполнения письменных практических заданий в форме тестирования по темам, изученным в рамках освоения дисциплины в соответствующем семестре (в билете 1 вопрос теоретический и тест из 5 заданий). Примерные вопросы для подготовки к зачету сообщаются учащимся в начале освоения дисциплины. Критерии оценки работы студента на зачете, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов в начале освоения дисциплины. Общее время, отведенное на выполнение зачетного теста, — 10 минут, на подготовку к ответу – 10 минут. При подготовке ответа на вопрос в билете студент имеет право пользоваться рабочей программой дисциплины Результаты тестирования и ответа на вопрос сообщаются студенту в день проведения зачета. В случае неудовлетворительного результата студент считается имеющим академическую задолженность и проходит зачетные испытания повторно.