МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Коммуникативно - речевой тренинг
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильИстория отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_ИИ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Доцент, И.Н. Зуев

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Коммуникативно - речевой тренинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 г. N 1404)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины
Формирование у студентов сознательного отношения к развитию и совершенствованию индивидуальных голосовых и дикционных навыков, необходимых для публичного выступления. Способствовать формированию аналитико-синтаксической деятельности студентов путем развития их логического мышления: умений выявлять мысль автора, мелодически правильно выражать ее в звучании и передавать слушателю в перспективном ее развитии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6: владением навыками практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные черты и составные части коммуникативно-речевого тренинга;
- основные этапы развития коммуникативно-речевого тренинга в их связи с общими тенденциями развития общества;
- характерные признаки разных методик коммуникативно-речевого тренинга;
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать полученные знания коммуникативно-речевого тренинга в преподовании в образовательныз организациях;
- применять методы коммуникативно-речевого тренинга в образовательной процессе;
- применять различные техники коммуникативно-речевого тренинга в преподавании в образовательной организации;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- практическими знаниями коммуникативно-речевого тренинга для преподавания в образовательном учреждении;
- практическими навыками речевой коммуникации, использую их в образовательном процессе;
- методами коммуникативно-речевого тренинга для использования в преподавательской деятельности;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Дыхание и голос
1.1. Освобождение голоса. Понятие «голосовой опоры». Постановка речевого дыхания. Освоение носового дыхания. Опора дыхания. Лекции 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.2. Дыхательный и голосовой тренинг. Освоить носовое и фонационное дыхание. Составить индивидуальный дыхательно-голосовой тренинг. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Артикуляция и дикция
2.1. Дикция. Произношение звонких/глухих сложных звукосочетаний типа «пти – бди…, кпти – гбди…, фти – вди… и т.д.» Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.2. Артикуляция свистящих и шипящих звуков. Диагностика индивидуальных дикционных недостатков. Артикуляция сонорных звуков и их звукосочетаний (рли – рлы…, лри – лры… и т.д.) Практические 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.3. Артикуляционная гимнастика. Комплексный голосо-речевой и дикционный тренинг. Лекции 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.4. Составить тексты на свой дифектный звук. Сделать контрольную аудиозапись и сравнить с первой на наличие дикционных недостатков. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Нормы литературного произношения.
3.1. Нормативность произношения гласных. Лекции 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.2. Нормативность произношения звукосочетаний согласных в слове, на стыке слов. Практические 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.3. Нормативность произношения согласных и гласных в современных и классических текстах. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.4. Подобрать упражнения, скороговорки и тексты для исправления индивидуальных недостатков. Контрольная аудиозапись. Анализ произношения своего и сокурсников. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 4. Законы логики в речевом действии.
4.1. Закрепление и совершенствование навыков длинного дыхания, голосоведения, усложненные дикционные тренинги. Сам. работа 2 4 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.2. Правила логического чтения. Практические 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.3. Знаки препинания в речевом действии. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.4. Законы интонации в речевом общении. Логические ударения. Пауза/Словесное действие. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.5. Логика чтения художественных и информационных текстов. Лекции 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.6. Тренировать произношение гласных и согласных звуков в скороговорках, специально подобранных текстах и в бытовой речи. Сам. работа 2 3 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.7. Составить рассказ из скороговорок на дефектные звуки и подготовить его к чтению. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
4.8. Транскрибировать тексты на произношение гласных и звукосочетание согласных. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 5. Процесс подготовки чтения текста информационного сюжета.
5.1. Формы общения с теле и радио аудиторией. Сам. работа 2 4 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
5.2. Конспектирование источников. Сам. работа 2 4 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
5.3. Процесс подготовки чтения текста информационного сюжета. Этапы работы. Практические 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
5.4. Тренировать произношение гласных и согласных звуков в скороговорках, специально подобранных текстах и в бытовой речи. Сам. работа 2 18 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
5.5. Действенный анализ текста. Сам. работа 2 4 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
5.6. Определение темы, идеи, жанра произведения, сверхзадачи исполнителя. Сам. работа 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
5.7. Чтение информационных текстов. Практические 2 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
5.8. Чтение информационных текстов. Сам. работа 2 29 ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.3
5.9. Зачёт по дисциплине Зачет 2 4 ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Петрова А.Н. Искусство речи: учебник М. : Аспект Пресс, 2011 https://e.lanbook.com/book/97228#book_name
Л1.2 Гусар Е.Г., Кулинкина Т.Ю. Нормы произношения в эфире: Орфоэпия и акцентология: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 https://elibrary.ru/item.asp?id=24198125
Л1.3 Автушенко И. А. Сценическая речь и эмоциональный слух: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Редакционно-издательский отдел ВГИК, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=277371
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Савостьянов А. И. ТЕХНИКА РЕЧИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ АКТЕРА, испр. и доп. Практическое пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/10166C7F-97F9-4B2D-97D9-1B7885D63512
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.slovari.ru/
Э2 http://www.gramota.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Система управления обучением "Moodle" - https://moodle.org/
5. Электронно-библиотечная система "Лань" https://e.lanbook.com/
6. ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся вопросы к зачету и выполнение практических заданий в форме теста.
Зачет проводится в форме устных ответов на вопросы и выполнения письменных практических заданий в форме тестирования по темам, изученным в рамках освоения дисциплины в соответствующем семестре (в билете 1 вопрос теоретический и тест из 5 заданий). Примерные вопросы для подготовки к зачету сообщаются учащимся в начале освоения дисциплины. Критерии оценки работы студента на зачете, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов в начале освоения дисциплины. Общее время, отведенное на выполнение зачетного теста, — 10 минут, на подготовку к ответу – 10 минут. При подготовке ответа на вопрос в билете студент имеет право пользоваться рабочей программой дисциплины Результаты тестирования и ответа на вопрос сообщаются студенту в день проведения зачета. В случае неудовлетворительного результата студент считается имеющим академическую задолженность и проходит зачетные испытания повторно.