МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Безопасность эксплуатации установок для фармацевтических производств
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки18.03.01. Химическая технология
ПрофильХимическая технология синтетических биологически активных веществ, химико-фармацевтических препаратов и косметических средств
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план18_03_01_ХимТех-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. биол. наук, Доцент, Минаков Д.В.

Рецензент(ы):
канд. хим. наук, Доцент, Микушина И.В.

Рабочая программа дисциплины
Безопасность эксплуатации установок для фармацевтических производств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1005)

составлена на основании учебного плана:
18.03.01 ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., профессор, Базарнова Н.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование у студентов знаний в области безопасности эксплуатации установок для фармацевтических производств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-18: готовностью использовать знание свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе для решения задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.свойства химических элементов и их взаимосвязь со свойствами материалов, используемых при производстве фармацевтических препаратов;
особенности обеспечения безопасности на фармацевтическом производстве, свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать декларацию безопасности и проводить её экспертизу, оценивать риск на фармацевтическом производстве;
проводить выбор безопасных материалов на основе из свойств, для решения задач профессиональной деятельности;
разрабатывать систему управления безопасностью на фармацевтических производствах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения сертификации технических устройств и установок на фармацевтическом предприятии;
навыками подготовки работников на фармацевтических производствах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Обоснование применяемости положений промышленности безопасности к фармацевтическому производству
1.1. Система государственного регулирования промышленной безопасности на фармацевтическом производстве Лекции 6 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1
1.2. Технические регламенты по промышленной безопасности, система стандартов по охране труда Лекции 6 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1
1.3. Составление схемы содержания ФЗ. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Практические 6 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1
1.4. Конспектирование материала по российскому законодательству в области промышленной безопасности и охраны труда Сам. работа 6 6 ПК-18 Л1.1
1.5. Организация производственного контроля при эксплуатации установок для фармацевтического производства Лекции 6 2 ПК-18 Л1.1
1.6. Система управления охраной труда на фармацевтическом предприятии Практические 6 2 ПК-18 Л1.1
1.7. Разработка основных принципов. Положения о производственном контроле за соблюдением требований безопасности при эксплуатации установок для фармацевтических производств Сам. работа 6 9 ПК-18 Л1.1
1.8. Разработка мероприятий по снижению риска Сам. работа 6 10 ПК-18 Л1.1
1.9. Лицензирование отдельных видов деятельности в области безопасности на фармацевтическом производстве Лекции 6 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1
1.10. Составление перечня представляемых документов на получение лицензии на отдельные виды работ Практические 6 4 ПК-18 Л1.1
1.11. Сертификация технических устройств, применяемых на фармацевтическом производстве Лекции 6 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1
1.12. Определение порядка проведения сертификации Практические 6 2 ПК-18 Л1.1
1.13. Регистрация опасных производственных объектов Лекции 6 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1
1.14. Регистрация опасных производственных объектов Практические 6 2 ПК-18 Л1.1
1.15. Расследование аварий и инцидентов Лекции 6 2 ПК-18 Л1.1
1.16. Порядок составления схемы расследования аварий и инцидентов Практические 6 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Безопасность эксплуатации установок для фармацевтического производства
2.1. Экспертиза безопасности эксплуатации установок для фармацевтического производства Лекции 6 2 ПК-18 Л1.1
2.2. Порядок проведения экспертизы Практические 6 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1
2.3. Подготовка и аттестация работников организаций, осуществляющих деятельность в области безопасности установок для фармацевтического производства Лекции 6 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1
2.4. Подготовка и аттестация работников организаций, осуществляющих деятельность в области безопасности установок для фармацевтического производства Практические 6 2 ПК-18 Л1.1
2.5. Экспертиза безопасности эксплуатации установок для фармацевтического производства Сам. работа 6 20 ПК-18 Л1.1, Л2.1
2.6. Экзамен 6 27 ПК-18 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств размещен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.Я. Борщев, Г.С. Кормильцин, М.А. Промотов, А.С. Тимонин Основы безопасной эксплуатации технологического оборудования химических производств : Тамбов : Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», - 188 с., 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278002
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С.И. Васильев, Л.Н. Горбунова Основы промышленной безопасности : учебное пособие : в 2-х ч. : Красноярск : Сибирский федеральный университет - Ч. 1. - 502 с, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364128
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Харлампиди, Х.Э. Общая химическая технология. Методология проектирования химико-технологических процессов. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 448 с. http://e.lanbook.com/book/37357
Э2 Основы безопасной эксплуатации технологического оборудования химических производств / В.Я. Борщев, Г.С. Кормильцин, М.А. Промотов, А.С. Тимонин ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет». - Тамбов : Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 188 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278002
Э3 Григорьев, Е.И. Практикум по общей химической технологии полимеров : учебное пособие / Е.И. Григорьев, Е.Н. Черезова, С.Р. Егорова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань : Издательство КНИТУ, 2011. - Ч. 1. - 136 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258776
Э4 Химическая технология органических веществ : учебное пособие / Т.Н. Качалова, Ф.Р. Гариева, В.И. Гаврилов, С.А. Бочкова ; Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Казанский государственный технологический университет. - Казань : Издательство КНИТУ, 2008. - 139 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258996
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011;
Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt;
Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ.
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
• На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
• На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
• Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
• В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
• Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на практическом занятии.
• Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
• Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
• Самостоятельную подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
• На практическое занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
• Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
• В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
• Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
• В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
• Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
• Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
• При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
• При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
• Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
• Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
• При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
• Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
• Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
• В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
• Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
• Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.