МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление персоналом организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.03. Управление персоналом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_03_03_УП-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 103 103 103 103
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, И.Ю. Ануфриева

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Л.А. Капустян

Рабочая программа дисциплины
Управление персоналом организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1461)

составлена на основании учебного плана:
38.03.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор С.В. Лобова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор С.В. Лобова


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Цель изучения дисциплины «Управление персоналом организации» заключается в изучении организационно-экономических отношений по поводу управления персоналом на уровне организации и ознакомление студентов с теорией и практическими методами работы по управлению персоналом.
Задачи изучения дисциплины
В процессе изучения дисциплины «Управление персоналом организации» студенты должны:
• изучить научные основы управления персоналом;
• обучиться формам, методам и правилам работы с персоналом организаций;
• сформировать новое мышление в отношении принципов формирования и использования персонала организации любой формы собственности и механизма управления им;
• овладеть системным подходом к управлению персоналом, освоить понятия, категории и законы, регулирующие отношения по поводу управления персоналом;
• овладеть навыками анализа кадровой ситуации, кадрового планирования, набора, отбора, стимулирования, адаптации, карьерного продвижения, обучения, оценки персонала;
• овладеть методами стратегического и тактического управления персоналом;
• научиться разрабатывать обоснованные решения по вопросам управления персоналом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 знанием основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации, основ стратегического управления персоналом, основ формирования и использования трудового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника, а также основ управления интеллектуальной собственностью и умение применять их на практике
ПК-3 знанием основ разработки и внедрения требований к должностям, критериев подбора и расстановки персонала, основ найма, разработки и внедрения программ и процедур подбора и отбора персонала, владением методами деловой оценки персонала при найме и умение применять их на практике
ПК-4 знанием основ социализации, профориентации и профессионализации персонала, принципов формирования системы трудовой адаптации персонала, разработки и внедрения программ трудовой адаптации и умение применять их на практике
ПК-6 знанием основ профессионального развития персонала, процессов обучения, управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала, организации работы с кадровым резервом, видов, форм и методов обучения персонала и умением применять их на практике
ПК-7 знанием целей, задач и видов аттестации и других видов текущей деловой оценки персонала в соответствии со стратегическими планами организации, умением разрабатывать и применять технологии текущей деловой оценки персонала и владением навыками проведения аттестации, а также других видов текущей деловой оценки различных категорий персонала
ПК-17 знанием основ разработки и внедрения профессиональных, в том числе корпоративных стандартов в области управления персоналом, умением составлять описания и распределять функции и функциональные обязанности сотрудников, а также функции подразделений разного уровня (карты компетенций, должностные инструкции, положения о подразделениях)
ПК-20 умением оценить эффективность аттестации и других видов текущей деловой оценки персонала, владением навыками получения обратной связи по результатам текущей деловой оценки персонала
ПК-21 знанием основ оценки качества обучения, управления карьерой, служебно-профессиональным продвижением и работы с кадровым резервом и умением применять их на практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и методологические основы управления персоналом организации (в т.ч. кадрового планирования, деловой оценки, профириентации, адаптации персонала, развития и аттестации персонала и др. направлений управления персоналом).
3.2.Уметь:
3.2.1.применять базовые знания и методы управления персоналом в организации ( в т.ч. кадрового планирования, деловой оценки, профориентации и адоптации персонала, развития и аттестации персонала и др).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разрабатывать мероприятия по совершенствованию основных направлений управления персоналом организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация работы с персоналом в организации. Основные направления управления персоналом в организации.
1.1. Теория и практика организации работы с персоналом Лекции 4 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.2. Теория и практика организации работы с персоналом Практические 4 4 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Теория и практика организации работы с персоналом Сам. работа 4 12 ПК-1 Л2.1, Л1.3
1.4. Кадровое планирование Лекции 4 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.5. Кадровое планирование Практические 4 6 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Кадровое планирование Сам. работа 4 12 ПК-1 Л2.1, Л1.3
1.7. Набор персонала Лекции 4 6 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.8. Набор персонала Практические 4 6 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Набор персонала Сам. работа 4 12 ПК-3 Л2.1, Л1.3
1.10. Отбор персонала Лекции 4 8 ПК-3, ПК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.11. Отбор персонала Практические 4 8 ПК-3, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.12. Отбор персонала Сам. работа 4 12 ПК-3, ПК-7 Л2.1, Л1.3
1.13. Трудовая адаптация персонала Лекции 4 4 ПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.14. Трудовая адаптация персонала (ориентация и адаптация) Практические 4 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.15. Трудовая адаптация персонала (ориентация и адаптация) Сам. работа 4 12 ПК-4 Л2.1, Л1.3
1.16. Трудовая мотивация и стимулирование труда Лекции 4 4 ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.17. Трудовая мотивация и стимулирование труда Практические 4 4 ПК-20 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.18. Трудовая мотивация и стимулирование труда Сам. работа 4 12 ПК-20 Л2.1, Л1.3
1.19. Развитие и обучение персонала Лекции 4 4 ПК-6, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.20. Развитие и обучение персонала Практические 4 4 ПК-6, ПК-21 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.21. Развитие и обучение персонала Сам. работа 4 12 ПК-6, ПК-21 Л2.1, Л1.3
1.22. Управление карьерой персонала Лекции 4 4 ПК-7, ПК-20, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.23. Управление карьерой персонала Практические 4 4 ПК-7, ПК-20, ПК-21 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.24. Управление карьерой персонала Сам. работа 4 12 ПК-7, ПК-20, ПК-21 Л2.1, Л1.3
1.25. Оценка персонала организации Лекции 4 4 ПК-7, ПК-20 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.26. Оценка персонала организации Практические 4 4 ПК-7, ПК-20 Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.27. Оценка персонала организации Сам. работа 4 2 ПК-7, ПК-20 Л2.1, Л1.3
1.28. Поготовка курсовой работы Сам. работа 4 5 ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-17, ПК-20, ПК-21 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бабосов, Е. М. Управление персоналом. : Учебное пособие из университетской библиотеки online Минск : ТетраСистемс, 2012 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=111916
Л1.2 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Дейнека А. В. Управление персоналом организации: Учебник Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017//http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=454057&sr=1, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Потемкин В.К. Управление персоналом: учеб. для вузов СПб.: Питер, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека;
Э2 http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВО «АлтГУ»;
Э3 http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент;
Э4 http://www.garant.ru – Справочно-информационная система «Гарант»;
Э5 http://www.e.lanbook.com – Электронная библиотека «Лань".
Э6 http://www.personal.ru - электронная версия журнала "Управление персоналом";
Э7 http://www.kadrovik.ru - электронная версия журнала "Кадровик".
Э8 Основы управления персоналом portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows Professional
Microsoft Office Professional
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к экзамену студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. Студент должен выполнить и защитить курсовую работу.
7. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.